Сергей Щербаков: "Дуглас Коста был у нас на карандаше, но Рахимов всех браковал"
Экс-форвард "Шахтера" и "Спортинга" Сергей Щербаков, который сейчас работает скаутом московского "Локомотива", рассказал о своих успехах на поприще селекции.
- Вы остались работать в селекционном отделе "Локомотива"?
- Остался. Сейчас наш департамент претерпел серьезные кадровые изменения. Экс руководитель отдела Виктор Тищенко был приглашен Юрием Семиным в киевское "Динамо". Маслов - в московское "Динамо". Хаким Фузайлов уехал в Ростов. На их места пришли молодые ребята, а директором селекционного департамента стал Кирилл Котов.
- Вы работаете в "Локомотиве" с 1998 года. К трансферам каких футболистов причастны?
- Мы ведь работаем командой. Помню, долго просматривали сербского защитника Бранислава Ивановича, который в итоге был куплен у белградского ОФК. Сейчас Иванович выступает за "Челси". Трансфер серба в Лондон позволил неплохо пополнить казну "Локо". Также мы со своей стороны рекомендовали опорного полузащитника бразильца Франсиско Лиму, который был выкуплен у "Ромы". А чуть более десяти лет назад по нашей рекомендации был заключен контракт с Джейкобом Лекхето из ЮАР. Также мы поспособствовали появлению в команде бразильского голкипера Гильерме и его соотечественника нападающего Майкона.
- Негусто что-то.
- Дело в том, что последние годы в "Локо" с покупками была кризисная ситуация. Деньги на усиление выделяются совсем небольшие. Почему - не знаю. Вообще после ухода с поста президента "Локомотива" Филатова (именно Валерий Николаевич в 1998 году пригласил меня в клуб на работу) команде не хватает стабильности. Едва ли не каждый год меняются президенты клуба. Не задерживаются и тренеры. А мы ведь должны работать в полном контакте с наставниками. Если нет хорошего контакта - дела не будет.
- С кем не было контакта? С Семиным?
- Нет, Юрий Павлович как раз буквально на жилах вытащил команду. По максимуму сделал все, что мог. В наследство от Рахимова ему досталось, прямо скажем, невеселое хозяйство. Если бы Рахимов остался, думаю, в минувшем чемпионате России "Локомотив" занял бы место во втором десятке. С Рашидом Маматкуловичем мы просто потеряли два года. Сколько мы ему футболистов ни предлагали, он всех браковал. Хотя предлагались серьезные исполнители, которые на тот момент стоили гораздо меньше, чем сейчас. Наш отдел предлагал нападающего сборной Парагвая Лукаса Барриоса - еще до его перехода в дортмундскую "Боруссию", когда Лукас защищал цвета чилийского "Коло-Коло". На карандаше у нас был тогда еще и полузащитник бразильского "Гремио" Коста. Но Дуглас оказался в "Шахтере". Не была утверждена и кандидатура бразильского нападающего Нилмара - форварда испанского "Вильрреала". Лично я предлагал Жоао Моутинью, который в 18 лет дебютировал в сборной Португалии, был капитаном "Спортинга". Но отклика у Рахимова снова не нашел.
- Рахимов игнорировал селекционный отдел "Локомотива"?
- Насколько мне известно, он предпочитал работать напрямую с агентами. Считаю, что главный тренер должен приходить в команду и вкладывать в нее всю душу. А не творить черные дела. Нам за свою работу не было стыдно - мы предлагали хороших футболистов. Просто, на мой субъективный взгляд, во главу угла при Рахимове не ставилось мастерство игрока, а решались какие-то другие задачи…
- Интересно, а если по протекции селекционного отдела в "Локо" покупался игрок, который затем становился лидером команды, сотрудники отдела получали за это какие-то бонусы?
- Нет. Валерий Филатов в свое время ввел норму, согласно которой отделу селекции полагались бонусы за успешное выступление команды в чемпионате и Кубке России. Если "Локо" выигрывал, мы получали 10 процентов от премиальных, положенных футболистам. Если команда играла вничью - получали 5 процентов. Но пару лет назад эта норма была почему-то упразднена.