Щербаков: "Киевляне просили отдать очки, а Грачев кричал "Молчать!"
Экс-"горняк" Сергей Щербаков, ставший 20 лет назад лучшим бомбардиром юношеского чемпионата мира в Португалии, вcпомнил о времени, которое он провел в "Шахтере".
- Перед мундиалем в ЮАР жизненная ситуация заставила Олега Саленко всерьез рассматривать вопрос продажи своей "Золотой бутсы" лучшего бомбардира чемпионата мира - 1994. Вы никогда о продаже своей юниорской "Золотой бутсы" не думали?
- Такие мысли в голову не приходили. Сейчас склоняюсь к тому, чтобы отдать "Золотую бутсу" в клубный музей "Шахтера". Думаю, она там будет неплохо смотреться. На "Донбасс-Арене" уже выставлены трофеи Олега Матвеева и Андрея Воробья - ребята отдали свои призы лучшим бомбардирам чемпионата Украины. Я когда "Золотую бутсу" выиграл, выступал за "Шахтер". Так что это логично будет.
- Давайте тогда о "Шахтере" ваших времен. С кого в команде начиналась дедовщина?
- Дедовщина - это все-таки слишком громкое слово. Старших мы, конечно, уважали - так было принято. Откровенно побаивались Грачева. Когда во время тихого часа на базе в своих номерах кто-то громко разговаривал, Виктор выбегал в коридор и кричал: "Молчать!" Все сразу замолкали. Могли гаркнуть на молодых и Петров с Сопко.
- Курсы молодого бойца проходили?
- Это все проходили. Например, на сушилке у каждого было свое место. Мы не упускали возможности потравить не знающего этого нюанса очередного новобранца. Дескать, раз есть свободное место, давай смело вешай туда свою одежду. А это было место какого-то "дедушки". В итоге, когда новобранец вновь возвращался в сушилку, на том месте, где он повесил свою амуницию, спокойно сушилась одежда дедушки, а его недосушенные вещи в лучшем случае валялись на полу. В худшем - на каком-то близлежащем мусорнике. Еще когда происходила "отоварка", не дай бог было очередь занимать впереди "дедушек".
- Многие молодые болельщики и не знают сейчас, что такое "отоварка".
- Для них объясню: 20 лет назад многие продукты - колбаса, кофе, шампанское - считались настоящим дефицитом. В магазинах их найти было очень сложно. Но для "избранных", в число которых входили и футболисты, были исключения. Дефицитные продукты привозили прямо на базу, и мы их быстро раскупали.
- Машину в "Шахтере" успели получить?
- Дали авансом и двухкомнатную квартиру, и машину. Руководство клуба уже в те времена старалось удержать в команде талантливую молодежь. Канчельскису, по-моему, вообще "Волгу" сразу дали. Петрову тоже "Волгу". Погодину вручили ключи от "шестерки". Мне - "семерку". Помню, у меня сразу авто хотели купить - подкатывали азербайджанцы или армяне и предлагали за машину двойную цену.
- Владимир Бессонов как-то сказал, что за свою жизнь выпил водки больше, чем журналисты съели борща. А кто в "Шахтере" совсем не притрагивался к спиртному?
- По-моему, Сергей Ященко вообще не употреблял. Почти не пили Петров и Сопко. А так от пивка никто не отказывался. После игры мы обычно ехали в ресторанчик.
- В России до сих пор многие уверены, что в чемпионате СССР на киевское "Динамо" работали все украинские команды. Признайтесь, когда встречались с киевлянами, руководство "Шахтера" давало когда-то установку "слить" игру соотечественникам?
- Если честно, то было. Но я помню только один подобный случай. "Шахтер" в чемпионате уже на высокие места не претендовал - шли в середине таблицы. "Динамо" же боролось за золотые медали со "Спартаком" и ЦСКА. Мы старались ребятам из столицы Украины помогать. Во-первых, при мне в Донецке армейцам и красно-белым ни разу не уступили. Причем я регулярно забивал москвичам. Ну и разок, когда с "Динамо" встречались, нас попросили отдать киевлянам два очка - тогда столько давали за победу. Такая установка, как я понял, сверху шла. Тогда мы "Динамо" помогли.