Виктор Гришко: "С Прокопенко комфортно и интересно было общаться"
Вчера, 18 августа, исполнился год с того дня, как ушел из жизни известный игрок и футбольный тренер.
В Одессе хотели назвать спортивный стадион его именем, но этого пока так и не сделали... А ведь Прокопенко - легенда украинского футбола, в один голос утверждают коллеги. «Комсомолка» встретилась с одним из них - вратарем «Черноморца» 80-х, а ныне директором юношеской спортивной школы «Черноморец» Виктором ГРИШКО.
Отбирал игроков у Лобановского
- Я играл в дубле «Динамо» (Киев), и мы с Виктором Евгеньевичем были знакомы, но тесно не общались, – вспоминает Виктор Васильевич. - И вдруг в 1984 году он меня пригласил на встречу к Центральному стадиону в Киеве. Тогда было совещание тренеров. И сделал предложение играть в «Черноморце» в основном составе! Я сразу дал согласие. Правда, Лобановский не захотел меня отпускать. А когда еще узнал, что приглашают в «Черноморец», то, скажем так, в категорической форме посоветовал выступать за любой другой клуб, а иначе грозил не подписать обходной лист.
Причина такого отношения к «Черноморцу» объяснялась тем, что в 1984 году эта команда дважды в одном сезоне обыграла «Динамо» со счетом 1:0. Когда я все-таки принял решение, то мне пришлось солгать Лобановскому, что я еду в Харьков. Сам же направился прямиком в Одессу и начал тренироваться в «Черноморце». Но уже через две недели меня в приказном порядке вернули в «Динамо», с которым мне пришлось пройти сборы в Германии. И лишь после этого Валерий Васильевич меня вызвал и спросил о дальнейших планах. Я ответил, что дал твердое обещание играть за «Черноморец» и не могу изменить своего решения. И Лобановский не стал мне уже препятствовать.
Я благодарю судьбу и Прокопенко, что оказался в этом прекрасном городе и команде. В Одессе я провел лучшие годы своей футбольной жизни.
- Какими были первые впечатления о Викторе Прокопенко?
- С ним комфортно и интересно было общаться, хотелось снова и снова говорить. Еще мне нравились его спокойствие и уверенность, которые он излучал. Такое было впечатление, что он все решит. Потому он и занимался футболом - это сложное дело. У него был характер, который располагает к такому труду.
Разрешал расслабиться
- А он как тренер помогал игрокам с бытовыми проблемами?
- Ну а как же! Мы были - как дети малые. Вот он с нами и возился. Что говорить, я, когда уже пять лет играл в «Черноморце», не знал, как называются улицы в Одессе. А все потому, что дорога была одна - из дома на тренировочную базу. Виктор Евгеньевич принимал нас такими, какими мы были. Он знал о каждом игроке все - кто как любит расслабляться в том числе. И давал такую возможность перед игрой. Я, например, вечером после заката любил поехать на берег моря и половить бычка. То есть это была его методика – не надавить там, где этого не нужно было. И вообще не помню, чтобы он на нас кричал. Как бы игра ни складывалась, он никогда не позволял себе словесных эмоций в раздевалке. Но при этом был очень требовательным.
- Кстати, может, поэтому и случился инфаркт, что не позволял эмоциям выходить наружу?
- Да, он не показывал своих переживаний. Всегда на его лице была улыбка, говорил нужные слова. Но что происходило внутри, могу только догадываться...
В футбол можешь не играть, но раздеваться ты обязан!
- Говорят, хохмить любил?
- Был веселым человеком, хотя и не родился в Одессе. Помню, в конце 80-х в конце сезона на просмотр прибыли двое ребят. Мы все находились в раздевалке, и Прокопенко с нами. И вот они его спросили: «Нам раздеваться?» Прокопенко: «Конечно!» А те: «Что, и играть будем?» А Виктор Евгеньевич: «Ни в коем случае!» И мы все засмеялись. Перед игрой напряжение сразу спало!
- А что за история с Жириновским?
- Когда «Черноморец» был на сборах в Турции в 1991-м и мы уезжали оттуда на автобусе, то пришлось постоять на таможне. И вдруг открылась дверь, забежал какой-то коротко стриженый человек и стал кричать: «Ага, Украина... Так вы самостийные... Ну мы вам еще покажем! А «Черноморец» мы любим и желаем счастья. До свидания!» И убежал. Мы в шоке. Спросили Прокопенко: «Кто это?» Тренер махнул рукой: «Все нормально, это Жириновский, не обращайте внимания...»
- Прокопенко был суеверным?
- За все годы я только заметил, что он заходил всегда последним в автобус.
- Вы знали его семью?
- Только сына. Когда он был маленьким, иногда бегал со спаниелем на наших тренировках.
- Как вы отмечали дни рождения футболистов?
- На тренировках все дни рождения проходили. И отмечали в конце сезона все сразу!
- А как Виктора Евгеньевича поздравляли?
- Всегда дарили спортивные подарки. Например, футбольный мяч, который расписывали пожеланиями. Тогда мы не могли себе позволить каких-либо излишеств.
…До сих пор не могу поверить, что Виктора Евгеньевича больше нет. Он великий человек и тренер. Прокопенко был высоким профессионалом, умел работать с людьми. Он мог создать боеспособный коллектив и добиться с ним успеха. Это непоправимая утрата для всего украинского футбола.
КСТАТИ
«Шахтер» снял фильм о Евгеньевиче
К годовщине смерти Виктора Прокопенко «горняки» сняли о нем фильм. По словам начальника историко-архивного отдела ФК «Шахтер» Андрея Бабешко, в этой ленте продолжительностью 43 минуты Виктор Прокопенко предстал скорее не как тренер, а как просто человек.
- Мы встретились с людьми, которые тесно общались с ним в разное время, и по их воспоминаниям создали его личностный портрет, - рассказывает Бабешко. - В новом фильме о Викторе Прокопенко говорят его самые близкие родственники, даже внучка, а также футболисты «Черноморца», ветеран «Шахтера» Сергей Ателькин, президент «Ротора» Владимир Горяйнов. Есть в фильме воспоминания батюшки - настоятеля храма в Курахово, на который Виктор Евгеньевич жертвовал деньги.
Много интересного рассказывает в фильме и Ринат Ахметов. Оказывается, именно Виктор Прокопенко был инициатором приглашения в «Шахтер» первого иностранного тренера. А затем уже пошло-поехало.
В ближайшее время фильм «Сердце тренера» будет показан по центральному телевидению и уже в сентябре появится в продаже на DVD.
Снежана ПАВЛОВА, Екатерина КУЗИЧЕВА