Nike и Adidas: Невозможное возможно
Сборная России по футболу оказалась в эпицентре войны Nike и Adidas и вышла из нее вполне себе победителем. 100-миллионный контракт с немецкой компанией, стартующий 1 сентября, будет в 12-15 раз выгоднее предыдущего.
Революционный контракт сборной России с Adidas, о котором вчера написал Sports.ru, и о котором уже на следующей неделе должно быть объявлено официально, вступит в силу 1 сентября 2008 года. За 4 отборочных цикла, последний из которых завершается летом 2016-го, РФС получит 100 миллионов долларов, полное обеспечение амуницией всех сборных команд, роялти от продаж футболок (порядка 5%), а также бонусы за выход в финальную часть чемпионатов мира и Европы. Если только не проиграет судебный процесс Nike – по данным Sports.ru, американская компания, рассчитывавшая на пролонгацию контракта в соответствии с некоторыми пунктами прежнего соглашения, сейчас рассматривает такую возможность.
Впрочем, шансы Nike воспрепятствовать союзу РФС с Adidas крайне малы. В крайнем случае, Российский футбольный союз пойдет на выплату определенной неустойки: слишком уж явно условия нового контракта превосходят условия старого. По оценкам источника Sports.ru, близкого к сделке – в 12-15 раз. «Точнее вычислить сложно. Когда Nike подписал первое соглашение с РФС, в 1996-м, в нем фигурировала сумма $1,6 млн в год. Но затем она серьезно снизилась вследствие невыполнения Российским футбольным союзом своих обязательств – чуть ли не до нуля. Разумеется, вся экипировка сборным при этом поставлялась бесплатно. Бонусы за попадание на чемпионаты Европы и мира были нечастыми – как и сами эти попадания».
Последние успехи сборной России, конечно, повлияли на рост стоимости технического спонсорства – но лишь отчасти. «Процентов на 15-20, не больше», – утверждает эксперт в области российского спортивного маркетинга, попросивший меня не упоминать его имя. «Куда большее значение имеет общий рост рынка, – говорит он. – Nike этот рынок определенно недооценивал – не случайно во время Евро-2008 найти футболку сборной России в фирменных магазинах было почти нереально. А прорыв на этом рынке совершил, как ни странно, Bosco. Именно эта компания доказала, что при правильном маркетинге на патриотической волне можно продать много подобной продукции, даже если она дорогая и не очень качественная. Как вторую составляющую роста рынка я бы привел общее удорожание спонсорских прав в мировом и российском футболе – с каждым годом оно все более заметно».
Но главным фактором, взвинтившим цену контракта, по уверениям эксперта, стала война между Nike и Adidas. Вести с американо-немецкого фронта уже многие годы держат в серьезном напряжении всех, кто интересуется спортивным маркетингом. Пока Adidas активизируется на североамериканском направлении (покупка Reebok, спонсорский контракт с НБА, подписание баскетбольных звезд от Данкана до Гарнетта и т.д.), Nike разворачивает наступление на других континентах. Прежде всего – в Европе, и в особенности – в футболе. Первый серьезный маркетинговый шаг в футболе Nike предпринял только в 1996-м, подписав контракт со сборной Бразилии, но с тех пор компания постоянно наращивает свое присутствие в этом виде спорта: «Барселона» (стоимость пятилетнего контракта – $189 млн), «МЮ» ($439 млн на 15 лет), «Арсенал» (около $250 млн на 10 лет), «Ювентус» ($12 млн в год) и так далее.
На последнем чемпионате мира «Адидас» стал уже третьим по количеству экипированных команд – после Nike (8 – Австралия, Бразилия, Хорватия, Голландия, Южная Корея, Мексика, Португалия, США) и Puma (12 – Ангола, Чехия, Гана, Иран, Италия, Кот д’Ивуар, Парагвай, Польша, Саудовская Аравия, Швейцария, Того, Тунис). На долю остальных экипировщиков, к слову, тогда пришлось всего 6 сборных (Umbro – Англия и Швеция, Lotto – Украина и Сербия, Joma – Коста-Рика, Marathon – Эквадор). Зато среди шести адидасовских команд почти сплошь были топ-сборные: Аргентина, Франция, Германия, Испания плюс примкнувшие к ним Япония и Тринидад.
После чемпионата мира-2006 Nike попытался выбить из рук Adidas все тузы, вплоть до козырного – сборной Германии. За отказ от немецкого бренда, непрерывно сотрудничающего с бундесманшафт более полувека, Nike предложил $648 млн за 8 лет, то есть $81 млн в год! Феноменальная сумма – особенно в сравнении с $14,2 млн, которые платил Adidas. Тендер в итоге был выигран баварской компанией, которая вплоть до 2014 года будет платить за право экипировать бундестим $27 млн в год, а за последующие 4 года – $34 млн. Это заметно меньше, чем предлагал Nike, но такие решения в спортивном маркетинге тоже бывают. «Не все диктуется законами бизнеса, порой это почти религиозная вещь, – рассказал мне вышеупомянутый эксперт. – Бердыев, к примеру, в «Рубине» всегда настаивал на Nike, потому что в найковской форме команда стала третьей, а без нее скатилась вниз». Про участие Adidas в победе сборной Германии на ЧМ-1954 благодаря изобретению бутс нового типа расскажет любой немецкий болельщик, эта история – часть brand essence «Адидас».
Зато в конце 2007-го Nike удалось захватить другую традиционно «адидасовскую» страну – Францию, игравшую с тремя полосками на футболках с 1972 года, и именно за это время добившуюся всех основных своих побед. Сотрудничество с Nike с 2011 по 2018 годы (ближайший цикл команда отыграет в Adidas) принесет французской федерации футбола 67 миллионов долларов в год. Это вчетеро больше, чем прежде платил Adidas. И втрое больше, чем чемпионы мира итальянцы получают от Puma, а бразильцы – от того же Nike. «Битва за Англию» в данный момент ведется между немцами и американцами посредством цифр, сопоставимых с «французскими». А нынешний технический спонсор англичан, Umbro, в прошлом году был приобретен Nike.
Теперь во всех мало-мальски приличных футбольных странах – включая Россию – тендер за техническое спонсорство идет на новом, невозможном прежде уровне. Например, два месяца назад при продлении контракта с южнокорейской сборной Nike пришлось удвоить ставки и выложить $27 млн за 4 года. Любопытно, что Adidas предлагал еще больше ($29 млн), однако, по некоторым данным, корейская федерация футбола убоялась возможного судебного иска от Nike. Каковой, как сказано выше, может поступить и в РФС.
Апокалиптическая цитата из бегбедеровских «99 франков» о финале чемпионата мира-1998 («Это не Франция обыграла Бразилию, это Adidas победил Nike»), пожалуй, все же не в полной мере отражает суть спорта. Но следить за выступлением этих суперкомпаний теперь тоже крайне интересно.
Дмитрий Навоша