Созидатель для «Бунедкора»
Раззадорив мировую общественность вестью о подписании Самюэля Это’О, узбекский «Бунедкор» (экс-«Курувчи») нынче добрался до бывшей звезды «Барселоны» – Ривалдо. И теперь, похоже, все всерьез. Фиксируя однолетнее соглашение бразильца с ташкентским клубом, Sports.ru сравнивает бразильца с Александром Горшковым, вспоминает его умопомрачительные голы и отмечает главную задачу, которую должен решить некогда лучший футболист мира.
Анекдот, который рассказывают про футбольного долгожителя Александра Горшкова, вполне возможно через пару лет будет применим и к Ривалдо, который каждый год твердит, что «этот сезон – так уж точно последний». Смысловую начинку он будет нести приблизительно следующую: «2015 год. Встречаются раскабаневший донельзя Роналдо, совсем седой Ромарио и постригшийся наголо Роналдиньо. Делятся новостями, вспоминают удалые годы молодецкие. Расставаясь, Ромарио спрашивает у приятелей «Ребята, а что с Ривалдо?» «Как, ты не знаешь, – удивляется Роналдо. – Он же еще на год продлил контракт с «Бунедкором»!
Будучи юношей, сын секретаря-машиниста наверняка не помышлял о столь впечатляющей футбольной карьере. Более того, Ривалдо то и дело футболили из всех команд, а болельщики называли «кривоногой уткой». «В 1989 году, когда погиб мой отец, я уже был готов завязать с футболом. Но осознал, что не могу его подвести. Ведь он так желал увидеть меня играющим за великую команду», – вспоминает в своей книге «Ривалдо: победа над судьбой» новичок «Бунедкора». Нарастив мышечную массу и отточив технику, гадкий утенок превратился в селезня, которому вскоре было суждено стать главным блюдом европейского футбольного стола. К сожалению для фанов «Депортиво», из-за конфликта с президентом галисийцев Лендойро бразилец блистал в Ла-Корунье всего один сезон, после чего за 26 млн долларов отправился покорять Барселону.
Возможно, если бы не навязчивое желание Луи Ван Гала привязать бразильца к левой бровке, это сотрудничество принесло бы Ривалдо еще один «Золотой мяч» (помните, как в 1999 году Ривалдо уговорил знакомого ювелира разрезать свою награду на 60 пластин, раздав их всем, кого посчитал причастным к своему успеху?). А так пришлось ехать в «Милан», как оказалось, сидеть на «банке», любоваться игрой Кака и, в конце концов, получить «Золотой бидон», вручаемый главному, по мнению болельщиков, игроку сезона в серии А.
Последние четыре сезона Ривалдо играл в Греции, умудряясь в любом состоянии чаровать своим талантом горячую здешнюю публику. И фирменной бисиклетой угощал, и голами с любых расстояний, разумеется, забитых профильной левой ногой. «Бог наградил его всем, кроме правой ноги», – как-то сказал о своем подопечном Марио Загалло. В 2005 году Пеле, которого занесло по делам в Грецию, решил сходить на матч с участием своего соотечественника, которого он в свое время включил в список 125 лучших действующих игроков. «Он по-прежнему хорош. Дарит людям радость. Я думаю, что Ривалдо нужно вернуть в сборную», – поделился впечатлениями великий бразилец. Не вернули.
Футбол в Элладе – штука взрывоопасная: игрокам нужно держать ухо востро, дабы не купиться на провокацию, ожидания которой многие и вожделеют на трибунах. Грубый подкат, отмашка в ответ – и стадион накрывает волна адреналина. Эту философию, а вернее форму бытия Ривалдо понял довольно быстро и сумел приспособиться, раскрыв в полной мере свои задатки, проявленные, к примеру на мундиале в 2002 году, когда он скрутился в три погибели и, держась за лицо, плюхнулся на газон после того, как мяч легонько попал ему в живот. Он мог ударить исподтишка, забив гол, корчил рожи фанам соперника, симулировал, отказывался жать руку тренерам, если те меняли его по ходу игры, хамил судьям и удалялся с поля. А, значит, не переставал мелькать на страницах здешних таблоидов. Универсальный рецепт для подпитки к себе внимания. Помнится, как два года назад в матче Лиги чемпионов «Шахтер» – «Олимпиакос» (2:2) бразилец намеренно поставил бутсами автограф на бедре Анатолия Тимощука. Тима тогда еще сильно удивлялся, как это у столь уважаемого им игрока хватило на такое совести. Поиграешь в Греции – еще не такому научат!
Его уход в апреле 2007 года из «Олимпиакоса» был подан под скандальным соусом. Достаточно темная история, в которой трудно понять, кто же инициировал развод. Ривалдо твердил, что президент пирейцев Сократес Коккалис не выполнил условия контракта, чем сильно его оскорбил. «За всю мою карьеру я никогда не сталкивался с подобным отношением. И дело не в деньгах, а в уважении ко мне». Позже, когда бразилец перешел в АЕК, Ривалдо обвинил Коккалиса в том, что тот, заручившись поддержкой президента греческой федерации Вассилиса Гагациса, решал судьбу чемпионского титула досрочно. «Оли», в свою очередь, подал в суд на своего бывшего игрока, потребовав заморозить банковские активы и имущество Ривалдо на сумму 5 миллионов евро. Стороны судились весь прошлый сезон и в результате бразилец остался у разбитого корыта – денег он так своих и не увидел. «В Греции легче забить сто голов, чем выиграть дело», – признался учредивший в начале десятилетия в родной стране фонд для бедняков игрок, которому в АЕКе его президент знаменитый в прошлом голеадор сборной Греции Демис Николаидис предложил зарплату в 2 млн евро. После того, как этой весной «Оли» стал чемпионом, выиграв иск в Международном спортивном арбитражном суде в Лозанне, который присудил три очка пирейцам за проигранный матч «Аполлону», Ривалдо заявил, что в Греции «невозможно в такой обстановке бороться за чемпионство». И пригрозил покинуть Элладу, в чем ему и помогли узбеки.
Приглашение Ривалдо в «Бунедкор» (с узбекского переводится, как «созидатель») – это переход президента ташкентцев Таваккала Исмаилова от слов к дел. Не так давно менеджер заявил, что его клуб всерьез рассчитывает выиграть в этом году Лигу чемпионов АФК. В мае подопечные Мирджалола Касымова пробились в 1/4 финала, где 17 и 24 сентября сразятся с иранской «Сайпой».
Ривалдо поможет своему новому клубу справиться с иранцами. И напугать их хотя бы одним из голов, подобных тем, что он когда-то забивал за «Олимпиакос».
Александр Харламов