Орлов: "Клан Лобановского не мог допустить, чтобы Блохин был на вершине"
Экс-игрок "Зенита" и "Металлиста" Геннадий Орлов поделился воспоминаниями про Валерия Лобановского, Олега Блохина и Олега Протасова.
- Олег Блохин долго не женился, как и Владимир Веремеев. Потому что эти люди постоянно думали о футболе, чтобы взять от него все. И взяли ведь!
Блохина познакомили с Ириной Дерюгиной, известной спортсменкой. И на первой же игре после свадьбы болельщики "поздравили" Олега. Они начали скандировать: "Де-рю-гин!". Они почему-то посчитали, что свадьба - это предательство. То ли футбола, то ли их, любимых. А может, втайне недолюбливали.
Если что-то не получается, поза такая капризная, с разведенными в стороны руками. Олег был необычайно скоростной, но ему не хватало техники. Как бы там ни было, он - великий футболист, перспективный тренер. Но на Украине он наряду с Бышовцом стал антиподом Лобановского - просто они имели собственное мнение, за что и поплатились.
Клан Лобановского не мог допустить, чтобы эти двое взобрались на вершину. Требовалось время, уход Лобановского, чтобы Блохин стал в этом клане своим.
У меня были замечательные отношения с Валерием Лобановским. С ним было интересно вести творческие споры. Я как-то удивился, зачем киевлянам защитник Лозинский. Мне казалось, он совершенно не подходил им и вряд ли потянул бы на уровень сборной Союза. "Геннадий, вы не понимаете, - говорил Лобановский. - Каждый из привлеченных мною людей что-то привносит. Лозинский определенно подходит нам".
Со временем я, кажется, понял, что имел в виду Валерий Васильевич: один в его команде - звезда, другой - чернорабочий, третий развит интеллектуально, и все они друг друга дополняют. Лозинский провел более двухсот игр за "Динамо".
Считаю, что футбол развивается в тех командах, где есть ум и сознание. Идет это от тренера. Если личность ограниченная - не видать команде успеха. В середине семидесятых "Динамо" являлось флагманом советского футбола, как раз выиграло Суперкубок. Меня поразило, какой график пребывания в Ленинграде составил однажды Лобановский. Команда прилетает из Киева и прямо из аэропорта едет на спектакль в БДТ. Лобановский очень ценил постановки Георгия Товстоногова и желал, чтобы игроки разделяли его вкус.
Лобановский и правда заботился об интеллекте футболистов. Потому что работал не только над "физикой", о чем прежде всего любят вспоминать… А нынешнее поколение футболистов предпочитает КВН или "Камеди клаб". Эти развлечения - на потребу публике. Я удивлюсь, если их привлечет что-то по-настоящему прекрасное.
Своеобразная компания подобралась в "Днепре" в восьмидесятые. Один из руководителей говорил так: "Что нельзя за деньги, то можно за очень большие деньги". В год, когда Олега Протасова тащили в лучшие бомбардиры в истории чемпионатов СССР и на "Золотую бутсу", мне довелось комментировать игру между "Зенитом" и "Днепром". Счет результативный, Протасов забивает один, другой... Игра в поддавки, словом. И я в эфире говорю прямо: нельзя так, товарищи, стыдно!
Свои 35 мячей Протасов еще забьет. А пока на Гостелерадио из Украины приходит письмо за подписью трехсот работников "Южмаша", выражающих возмущение по поводу высказываний комментатора Орлова. Письму особого значения не придали. А после того как истинно лучший бомбардир в истории СССР Симонян во всеуслышание заявил по поводу намечающихся рекордов: "Ребята, это нечестно", - о письме и вовсе забыли. Соперники "Днепра" вдруг перестали поддаваться Протасову. Иначе он забил бы не 35, а все 50 мячей.