Анатолий Коньков. Изгой и бунтарь
Несколько (весьма субъективных) абзацев о претенденте на должность руководителя ФФУ.
Еще в конце 1980-х Анатолий Коньков работал наставником команды высшей лиги СССР – родного ему донецкого "Шахтера". Имели тогда "горняки" хороший состав, но выйти за пределы непочетной когорты середнячков они под руководством своего прославленного в прошлом игрока не могли. Трудно сказать почему, поскольку здесь есть достойный замечания парадокс: именно этим составом донбассовцы встретят нашу политическую независимость – составом очень талантливым, составом, которым "Шахтер" мог достичь многого, но этих футболистов распродали... Потом была кратковременная работа в ленинградском "Зените", а потом профессия наставника стала для Конькова спорадической. По сути, с приходом 1990-х Анатолий Дмитриевич "переформатировался" на футбольного аппаратчика, возвращаясь на тренерскую ниву при определенных обстоятельствах и ненадолго.
Главное возвращение состоялось в начале 1995-го, когда его назначили на пост наставника национальной сборной. И уже в конце того же года произошло то, что характерно для организаций с нездоровым внутренним климатом: в таких случаях часто виновником проблем делают "не того". Коньков подал в отставку с формулировкой "по состоянию здоровья", а в действительности его заставили сделать это, мотивируя тем, что сборная провалила отбор на Евро-1996. Хотя этот провал произошел еще осенью 1994-го, когда сначала под руководством Олега Базилевича, а потом – Йожефа Сабо "сине-желтые" потеряли столько очков, что дальнейшая борьба уже не имела смысла.
Целесообразно ли было избавляться от Конькова? Убежден: для тех, кто обладает здравым смыслом – нет. Во-первых, он довольно быстро сумел стабилизировать как состав команды, так и ее игру. Во-вторых, его сборная провела несколько матчей, которые заставили нас по крайней мере не стесняться ее – вспомню домашний против Хорватии (1:0) и выездной против Италии (1:3) ...
Теперь подходим к сердцевинному моменту – событий весны 1996-го. Именно с этого времени Анатолий Дмитриевич стал невостребованным у нас футбольным тренером, работая либо в низших отечественных лигах, или вообще за границей. Почему? Ниже привожу фрагмент статьи из нашей газеты, который объясняет ситуацию...
"ФЕДЕРАЦИЯ ЗАКРЫТА, НО В ПФЛ ПОШЛИ НЕ ВСЕ"
Мы уже рассказывали о конфликте в Национальной федерации футбола, связанном с созданием ПФЛ. По одну сторону стали президент ФФУ В. М. Банников и первый вице-президент А. Д. Биденко, по другую – генеральный секретарь Н. М. Черныш и председатель комитета по проведению соревнований А. Д. Коньков.
В разговоре с корреспондентом "Украинского футбола" Николай Черныш и Анатолий Коньков заявили, что они никогда не выступали против создания ПФЛ. Но, по Уставу ФИФА, она должна быть только под патронажем Национальной федерации. Однако при создании ПФЛ нарушены положения Устава Федерации футбола Украины. Создавать профлигу надо, но обдуманно, не спеша, когда даже соответствующих законов и Конституции еще нет. В принципе, по Уставу ФИФА, образовано незаконное формирование, и за это его организаторы должны отвечать. Дисквалификации может быть подвергнута вся ФФУ.
Поэтому, по мнению Н. М. Черныша и А. Д. Конькова, и должен состояться Конгресс Национальной федерации, на котором руководство высшего футбольного органа Украины отчиталось бы, какую деятельность ведет, какие решения приняты по дальнейшему развитию футбольного хозяйства, и как они исполняются. Именно эти вопросы планировалось рассмотреть на чрезвычайном Конгрессе ФФУ 18-19 мая.
Тем временем в редакцию поступил факс от президента Национальной федерации В. М. Банникова, в котором он сообщил, что издал распоряжение "О переносе чрезвычайного Конгресса ФФУ на 18 августа 1996 года". По словам Виктора Максимовича, предыдущее письмо, поступившее в областные ассоциации, не согласуется с некоторыми положениями Устава ФФУ. В частности, сообщение о заседании чрезвычайного Конгресса не содержит в себе информацию о повестке дня, а потому ни один вопрос не может быть на нем рассмотрен (п. 2 ст. 13 Устава ФФУ). А установленная в письме дата "до 1 мая с.г. выбрать и отправить список трех делегатов в секретариат ФФУ" нарушает срок нормальной подготовки областных федераций к Конгрессу и пункт 2 статьи II Устава ФФУ.
Кроме того, к указанной дате на это письмо не откликнулись территориальные федерации Крыма, Днепропетровской. Житомирской. Закарпатской, Львовской. Николаевской, Одесской, Харьковской, Полтавской, Сумской и Тернопольской областей. Всего тринадцать региональных футбольных ассоциаций сообщили фамилии делегатов и только ивано-франковцы направили предложения относительно изменений и дополнений в Устав ФФУ.
Итак, исходя из вышеприведенного, руководствуясь Уставом ФФУ и заявлением футбольных клубов Украины от 8 мая, президент ФФУ Виктор Банников издал распоряжение перенести проведение чрезвычайного Конгресса ФФУ на 18 августа 1996 года.
В повестку дня Виктор Максимович предлагает внести вопросы, которые утвердил исполком федерации 30 марта 1996 года:
– об изменениях и дополнениях в Устав ФФУ;
– о работе Федерации футбола Украины с шестого марта 1995 г.
Президентам региональных ассоциаций предложено до 18 июня провести в ФФУ регистрацию своих уставов, организовать вместе с футбольными клубами выборы трех делегатов на чрезвычайный конгресс ФФУ и направить в адрес ФФУ фамилии этих делегатов до 18 июля.
Уже на следующий день на редакционный факс пришло новое сообщение из Национальной федерации. На этот раз Виктор Банников сообщил, что издал распоряжение "Об устранении от исполнения обязанностей Н. М. Черныша и А. Д. Конькова".
Николай Черныш отстранен от исполнения обязанностей генерального секретаря 15 мая за нарушение Устава ФФУ (ст. 11 п. 2, ст. 13 п. 2) при подготовке к проведению чрезвычайного Конгресса 18 мая, призывы в прессе об отмене распоряжения президента ФФУ № 74 от 13 мая "О переносе чрезвычайного Конгресса на 18 мая и превышение служебных полномочий.
Анатолий Коньков отстранен от исполнения обязанностей председателя Комитета проведения соревнований ФФУ с 15 мая. Причина – самовольный отъезд с места проведения соревнований и неприятие 27 апреля организационных мер для проведения матча розыгрыша Кубка Украины "Нива" Вц - "Шахтер".
Первому вице-президенту ФФУ А.Биденко поручено взять под контроль работу Комитета проведения соревнований.
Вопрос о целесообразности пребывания Н. М. Черныша на посту генерального секретаря ФФУ будет рассмотрен на чрезвычайном Конгрессе ФФУ 18 августа, а целесообразность выполнения А. Д. Коньковым обязанностей председателя Комитета проведения соревнований рассмотрит исполком ФФУ, который состоится в июне / ... / ( "УФ" 1996 года, № 17 за май)".
Попробую немного "расшифровать" для читателя, который не понял. Руководитель созданной в мае 1996-го институции – Профессиональной футбольной лиги Украины – Григорий Суркис всеми правдами-неправдами добился того, что именно она сразу стала фактическим организатором отечественных соревнований по игре в кожаный мяч, а ФФУ, вопреки нормам ФИФА и УЕФА, отодвинули будто в сторону. Это вообще отдельная тема, требующая также отдельной статьи – широта полномочий ПФЛ в 1996-2000 гг, то есть тогда, когда ее возглавлял Григорий Михайлович (по большому счету, Лига тогда руководила у нас ВСЕМ, зато летом 2000-го (как раз когда Суркис сел в кресло президента ФФУ) ее полномочия "неожиданно" урезали). А Коньков был среди тех, кто отчетливо увидел то безобразие и радикально выступил против него. Результатом стало фактическое отлучение специалиста от высшелигового национального футбола. При личной беседе Анатолий Дмитриевич не стыдился высказываться по поводу тех бурных событий, уверяя, что в советское время людей не ломали так, как в постсоветское...
Сейчас, разумеется, ситуация изменилась. Теперь я вспоминаю слова Сергея Рахманина – высококвалифицированного обозревателя еженедельника "Зеркало недели" – о том, что мудрый политик должен выдавить из себя желание отомстить. Для конструктивной работы на ответственной должности в будущем. Есть надежда, что Коньков, если станет новым главой ФФУ, к этому тезису прислушается.
Владимир Баняс, газета "Украинский футбол"