Игорь Леонов: "Кака мог оказаться в "Шахтере"
Перед бывшим защитником "Шахтера" после завершения карьеры вопрос ребром не стоял: "Что делать дальше?" Руководство клуба сочло нужным использовать опыт и футбольные знания Игоря Леонова в отрасли, неразрывно связанной с жизнью любой команды, - селекционной. С тех пор прошло три года.
- Игорь, есть такое выражение: футболистами не становятся, ими рождаются. А где учат селекционному ремеслу?
- Эту специальность нужно осваивать самому, селекции нигде не учат. Я, например, уже три года работаю в селекционной службе "Шахтера", объездил многие страны мира, но, считаю, еще не постиг и толики того, что положено знать нашему брату. Могу сказать только одно: работа селекционера трудная, если хотите - специфическая, но в то же время очень интересная. В нашем деле ведь что важно - разглядеть в совсем еще неизвестном футболисте задатки будущего мастера.
- Как Игорь Леонов стал скаутом главной команды Донбасса?
- Валерий Яремченко, будучи главным тренером "Шахтера", предложил мне, Гене Орбу и Сереже Ковалеву, только закончившим игровую карьеру, войти в селекционный штаб горняков. На тот момент селекцией в команде ведали только два человека - Владимир Плоскина и Виктор Малышев. Естественно, двум, даже знающим специалистам _ своего дела, подчас было сложно закрыть весь участок работы. Поэтому когда возник вопрос о расширении "поисковой" службы в "Шахтере", первым делом выбор пал на нас. Только не думайте, что работы после этого поубавилось. Отдыхать не приходится. Но я не жалуюсь: мне интересен футбол и то, чем я занимаюсь последние три года.
- Самая запоминающая командировка - такая есть?
- Помню, на третий месяц работы селекционером меня, Матвеева, Орбу и Ковалева командировали в Бразилию и Аргентину. На 45 дней. Не было такого дня, чтобы мы провели его впустую. Ежедневно посещали по две - три игры, объездили едва ли не все штаты Бразилии, Аргентины. Почерпнули массу полезной и весьма любопытной информации. Свои наблюдения в письменном виде по приезде домой выложили руководству клуба.
- Кого-то заприметили, порекомендовали тренерскому штабу горняков?
- Могу сказать, что тогда мы положили глаз на Кака, который нынче защищает цвета итальянского "Милана", Робинью (сейчас выступает в мадридском "Реале"), Алексе (ПСВ "Эйндховен"). Эти ребята находились в поле зрения "Шахтера", но их перехватили другие клубы. Зато позднее в Донецк приехал Элано, которого мы тогда заприметили.
- Общеизвестно, что в любой команде каждый селекционер отвечает за свой участок работы. В каком направлении простираются ваши взоры, Игорь?
- Слежу за игроками, выступающими на просторах бывшей Югославии, а также в Аргентине. Если говорить о нашей стране, то, учитывая мое происхождение (Леонов уроженец Керчи. - Прим. Ю.С.), приходится отыскивать юные таланты в недрах Крыма, а еще - Запорожской области.
- Прежде чем купить у белградского "Партизана" Игора Дуляя, сколько раз его просматривали селекционеры "Шахтера"?
- Не меньше шести раз - уж точно. Если не ошибаюсь, просмотрели семь матчей живьем и только затем коллегиально приняли по его кандидатуре решение. В нашем деле нельзя допускать поспешных решений. Иначе можно наломать немало дров (улыбается).
- Спортивный директор "Шахтера" Виктор Прокопенко, ведавший в клубе селекцией, отныне сосредоточится на работе в парламенте. Его функции возложены на Евгения Канану, до недавнего времени занимавшего должность главного администратора команды...
- Понимаю, к чему клоните. Одно могу сказать наверняка: требования к селекционному отделу только ужесточатся. Евгений Витальевич нам спуску не даст (смеется)...
Юрий САМОТКАН