Шовковский: "Помню свой разговор с донецкими болельщиками о Словении..."
Гостем очередного выпуска телевизионной передачи "Один на один с Гамулой" стал легендарный вратарь киевского "Динамо" и сборной Украины Александр Шовковский. Помимо прочего, Шовковский рассказал о своих взаимоотношениях с болельщиками и вспомнил нашумевший гол словенца Ачимовича.
- Как ты вообще относишься к болельщикам?
- Вообще, хорошо. Единственно, чего я не понимаю, так это того, когда за попыткой поддержать свою команду идет оскорбление и унижение, направленные в адрес другой команды, в адрес ее игроков. Вот этого я не могу понять! И никогда, наверное, с таким отношением не смирюсь. Всегда говорю: "Отстаивайте свою точку зрения. Будьте лояльны по отношению к другим. Уважайте команду соперника. Не опускайтесь до оскорблений".
- А как относишься к критике болельщиков в свой адрес?
- Если она конструктивная, то нормально. Но если это критика содержит унижения и оскорбления, я ее просто не воспринимаю.
- Ты можешь поговорить с болельщиком на повышенных тонах?
- Приходилось, и не раз. Но при этом с моей стороны не было оскорблений. Никогда. В этом плане был один интересный момент. Связан он с Донецком. Это был 2004 год, "плюс-минус". Мы играли на выезде то ли с "Шахтером", то ли с донецким "Металлургом". Естественно, утром в день матча у нас была легкая прогулка, чтобы не сидеть весь день в номерах, а подышать свежим воздухом.
И вот во время этой прогулки трое или четверо парней, видимо, возвращаясь домой после бурной ночи и находясь в "хорошем" состоянии, начали свою "песню" относительно Словении, неудачного матча, моей ошибки, которая стоила сборной Украины выхода на чемпионат Европы-2000. Вот это всё они начали говорить в мой адрес, причем в достаточно жестком тоне, который характерен для взаимоотношений между болельщиками Донецка и Киева.
В какой-то момент я не выдерживаю, разворачиваюсь и говорю тому, кто выступал в мой адрес с такими "речами": "Я споткнулся и упал лицом в дерьмо. Вместе со мной упала вся страна, болельщики и вы в том числе. Но я уже давно умылся и пошел дальше, а ты в этом дерьме лежишь до сих пор".
Тогда я понял, что именно после этого события груз и давление, связанные с тем матчем, остались уже позади.
- Все-таки давай вспомним тот матч со Словенией. Как так всё получилось?
- Я выбил мяч, после чего он вернулся в мою зону. Почему-то никто из наших игроков на этот мяч не побежал. Я понимал, что первый на мяче, пытался его подработать себе, но поле было достаточно вязким, и при этом ко мне начинал приближаться соперник. Отдать пас некому. Я пытаюсь мяч выбить, но у меня чуть-чуть "уходит" опорная нога, и сфера "сваливается" на внешнюю сторону. Я хотел пустить мяч вдоль бровки, но в итоге удар получился несильным, и в сторону центра, прямо на Ачимовича. Он первым касанием этот мяч принял, а вторым ударил и попал в ворота.
- И какова была потом обстановка в раздевалке?
- Обстановка была характерной для команд, с которыми работал Йожеф Йожефович Сабо.
- Сабо, кстати, как-то сказал, что будь у Ачимовича еще такая ситуация, он бы не попал в ворота в девяти случаях из девяти.
- Сейчас, с высоты прожитых в футболе лет, могу сказать, что этот гол очень сильно нас надломил. Да, ситуация произошла неприятная, но почему-то в нас не было уверенности, что мы сможем исправить ситуацию.
- А команда была готова...
- Да, команда была готова. Но этот гол очень сильно нас надломил. Очень сильно! Что до меня, то я понимал: либо я с этим останусь навсегда и каждый желающий будет тыкать в меня пальцем, либо же я пройду через это и сделаю так, что люди изменят свое отношение ко мне и не будут вспоминать тот случай.
Когда-то, после матча "Динамо" с "Интером", когда мы тут, в Киеве, проиграли 1:2, нашел интервью Моуринью, и мне очень понравились его слова: "Великая команда не отличает побед от поражений. Мы должны понимать, что за великими победами стоят в большей степени уничижительные поражения. Величие же команды заключается в том, что она с одинаковым настроем выходит на каждый матч. Вне зависимости от турнира, соперника и времени".
- А если вспомнить матч Россия - Украина, и роковую ошибку в нем твоего коллеги по амплуа - Александра Филимонова. После этой ошибки он так и не смог себя восстановить. В чем причина?
- В нашей жизни происходит много событий, но мы иногда не знаем - хорошие они или плохие. Но мы должны уметь пройти через все эти события. Я сейчас говорю просто с позиции человека. Может быть, жизнь просто дает нам череду испытаний. Через них нужно пройти, чтобы стать сильнее. Если ты проходишь и идешь дальше, то становишься более мудрым, более сильным, более взвешенным. Если не проходишь, то ты остаешься за бортом, тебя жизнь оставляет в стороне.
К сожалению, Саша с той ситуацией не справился. Не могу сказать, что мне после Словении было легко. Мне было очень нелегко! Эта история произошла в 99-м году, а в 2000-м я сперва получил травму, затем прошел через развод со своей первой женой, а после этого получил еще одну травму. На фоне этого при каждом соприкосновении с мячом я слышал со стороны трибун гул, смех и прочее. В этой ситуации я закрыл для себя тему болельщиков: они есть, они поддерживают команду, но меня они не касаются. У Светланы Лободы есть хорошие слова в песне "Я - революция": "Я научился закрывать вокруг себя стальные двери". Применительно к той ситуации эти слова просто буквально сказаны про меня.