Любош Михел: "Хочу, чтобы в "Шахтере" было больше воспитанников команды"
Известный футбольный арбитр Любош Михел прибыл в Донецк за медицинской консультацией, а в итоге решил задержаться в Украине… на три года. Специально под него в штатном расписании "Шахтера" была введена новая должность — начальник отдела международных соревнований. "Новая" узнала, в чем заключаются обязанности словака, а попутно выяснила, что у него, оказывается, есть украинские корни.
Любошу Михелу всего сорок. Казалось бы, еще судить и судить. Но серьезные травмы бывают не только у футболистов. Проблемы с ахилловыми сухожилиями вынудили арбитра досрочно завершить карьеру. "Это было одно из самых сложных решений в моей жизни, — рассказывает Михел. — Просто не мог себе представить, как после 20 лет судейства взять и все бросить. Но такова жизнь.
Получив очередное повреждение, я приехал в Донецк на консультацию к известному ортопеду Пако Биоске, возглавляющему медицинский департамент "Шахтера". Тут-то и выяснилось, что необходимы две операции, после которых на восстановление уйдет около восьми месяцев. Получалось, я наверняка не попал бы в список арбитров на ЧМ-2010. В такой ситуации смысла в продолжении карьеры судьи, пожалуй, не было.
— А как возник вариант с "Шахтером"?
— Пребывая в Донецке, я встретился с гендиректором "Шахтера" Сергеем Палкиным, потом с президентом Ринатом Ахметовым. Мы говорили о футболе, о тенденциях его развития. Оказалось, что наши взгляды во многом совпадают, после чего меня и позвали в клуб. Можно сказать, я одновременно думал над тем, завершать ли мне карьеру арбитра и принимать ли предложение "Шахтера". В итоге подписал с горняками трехлетний контракт.
— В официальном заявлении клуба говорилось, что ваш отдел будет отвечать за все аспекты организационного сопровождения международных состязаний — от еврокубков до детско-юношеских турниров. Можете подробнее рассказать о своих обязанностях?
— К примеру, моим первым заданием стала организация визита "Шахтера" в Лиссабон на матч Лиги чемпионов против "Спортинга". Я решал общие организационные вопросы, представлял клуб на совещаниях с делегатами УЕФА и т. п. После этого матча провел ряд встреч с представителями ведущих клубов Португалии и Испании, на которых поднимались вопросы нашего возможного сотрудничества. В том числе на уровне детско-юношеских школ.
Кстати, одно из приоритетных направлений моей работы — клубная академия. Мне бы очень хотелось, чтобы в основном составе "Шахтера" появлялось как можно больше воспитанников команды. А для этого мы должны обеспечить нашим ребятам возможность постоянно соперничать с ведущими европейскими футбольными школами.
— Сколько человек числится в вашем отделе?
— На данный момент — я один, так что работы хватает. Но я не жалуюсь, наоборот, рад, что мне досталась столь интересная и ответственная должность. Ведь больше всего мне не хотелось в сорок лет сидеть на трибуне в качестве судейского инспектора или проводить дни в кресле функционера.
— Вы начали судить в 19 лет, а к 25 годам получили статус арбитра ФИФА — это просто-таки удивительное продвижение по карьерной лестнице…
— Так рано взялся за свисток из-за… травмы, поставившей крест на моих перспективах футболиста. До этого я достаточно успешно осваивал азы игры на позиции атакующего полузащитника. Но когда стало ясно, что разрыв крестообразных связок колена не позволит продолжать профессиональные занятия, сделал все, чтобы остаться в футболе. Подумывал податься в тренеры, но потом решил, что 19-летнего наставника вряд ли будут воспринимать серьезно. Оставалось одно — арбитраж.
— Раньше вы были частым гостем в Украине, работая на матчах наших клубов и сборных. Но теперь совсем другое дело — вам придется на три года переехать в нашу страну. Семью перевозить будете?
— Признаться, это моя головная боль. Нет, не подумайте, что мне не нравится в Украине. Совсем наоборот — страна развивается, города становятся все больше похожими на европейские. К тому же в 2012 году здесь пройдет чемпионат Европы и, уверен, лишь через четыре года Украину будет не узнать.
Но, как бы то ни было, у меня двое детей. Сыну 17 лет, он оканчивает школу в этом году, дочери семь. Так что если найду в Донецке подходящую английскую школу, то семья, наверное, переедет ко мне. Но сейчас до этого руки не доходят. Вот завершится Лига чемпионов, тогда и займусь.
— Говорят, что у вашей семьи есть украинские корни…
— Достоверно утверждать не могу, но в школьных документах моего отца в графе национальность было записано "украинец". Родом я из Свидника, это недалеко от границы с Украиной. А в довоенные годы, как известно, линия кордона постоянно переносилась туда-сюда. Так что чужим себя в Украине совершенно не чувствую!
КСТАТИ
Из проведенных в качестве главного арбитра матчей Любош Михел прежде всего отмечает финал Лиги чемпионов-2008 между "Манчестер Юнайтед" и "Челси", состоявшийся на стадионе "Лужники" в Москве: "Фантастический поединок: прекрасная атмосфера на трибунах, битва двух суперклубов, красивые голы, дополнительное время и послематчевые пенальти!.. Впрочем, не только поединки высочайшего ранга оставляли свой след в памяти.
Прекрасно помню мой дебютный матч в еврокубках. Это было в 1995 году, между прочим, в Донецке, где "Шахтер" выиграл у "Линфилда" со счетом 4:1. А одним из моих первых назначений в Лиге чемпионов стал поединок между французским "Лансом" и киевским "Динамо". Помню, на первых минутах игры я удалил капитана хозяев Фредерика Дею за "фол последней надежды", и весь стадион освистывал меня на протяжении первого тайма. К слову, тогда команда Валерия Лобановского, в которой блистали Шевченко, Ребров, Гусин, Каладзе и другие, победила со счетом 3:1".
Вадим Миренко