Годынюк: "Дай Бог, чтобы в свой 50-ти летний юбилей "Сокол" не умер"
Экс-тренер киевского клуба Александр Годынюк о своем переходе в молодежную команду "Донбасса" и об итогах работы в "Соколе". Прошлое, настоящее, будущее...
- Сезон завершен. Удачно или нет, это – скорее риторический вопрос. Подведите итоги. В частности о «Соколе», о ПХЛ, о хоккее в Украине в целом.
- Очень неоднозначный сезон был. Наверное, об этом знают абсолютно все. Начался он неплохо и это касается как летнего цикла подготовки, так и стартовой его части. Все команды, без исключения укомплектовались очень здорово и чемпионат обещал быть интересным и напряженным. Ну, а потом случилось то, о чем все болельщики знают.
Да, действительно, второй год существования нового чемпионата, это - более сложный процесс. Всегда и во всех лигах. Потому что, в течение первого года, все воспринимается как новое, неизведанное, все на «подъеме», энтузиазма не занимать. Именно так и было в прошлом чемпионате ПХЛ. В этом сезоне, уже изначально, команды были сильнее по своему составу, лучше укомплектованы, но совершенно точно могу сказать, что большинство команд не рассчитало свои финансовые возможности. Мы тоже собрали очень приличный коллектив и рассчитывали, ближе к новому году посмотреть, что у нас происходит с составом, которым играли и внести некоторые «точечные» коррективы, укрепиться, заменить тех, кто в плей-офф не сможет помочь команде и не вписывается в тренерское видение игры. Играть, как минимум, в финале, бороться за «золото» чемпионата. Но, как говориться: «Человек предполагает, а Бог располагает». Произошло то, что произошло.
Был ли этот сезон для «Сокола» успешным или нет - трудно сказать. Мы пытались выжать максимум из сложившейся ситуации. Потеряли много тех игроков, на которых рассчитывали. Доукомплектовывали «недостающие звенья в цепи» не теми, кем хотелось и откуда хотелось, а откуда была возможность.
Сама же идея создания ПХЛ была очень хорошей. Но, лига попала в ситуацию, где генеральный спонсор отказался от поддержки чемпионата во втором сезоне. Крупные спонсоры в Украине не захотели иметь дело с существующей инфраструктурой. Сюда можно отнести как ледовые арены, так и освещение самого чемпионата в СМИ, телевизионные трансляции. Вот и получается, что эта самая инфраструктура оказалась не готовой к проведению соревнований такого масштаба.
Еще, конечно, хотелось бы, чтобы решения, которые принимает ПХЛ по регламенту самого чемпионата, принимались не только руководителями самой Лиги и клубов, но и теми людьми, которые «живут» в этих клубах. Потому что, никто другой кроме тренера, не сталкивается повседневно с настоящей хоккейной жизнью. И, наверное, было бы правильно приглашать тренеров на эти собрания и совещания. Я сам присутствовал на нескольких из них, меня приглашал Вячеслав Завальнюк. И могу сказать, что в основном все дискуссии проходят между руководителями клубов, как о том или ином пункте регламента, так и о некоторых спорных вопросах. А хотелось бы, чтобы решения такого масштаба принимались с учетом пожеланий тренерских штабов команд, а так же с учетом реалий мирового хоккея, на примере лучших лиг, таких как КХЛ, НХЛ.
- Переход, как тренера, в российскую молодежную лигу, для Вас является прогрессом?
- Я считаю, что это - громадный шаг вперед. МХЛ – структура Континентальной хоккейной лиги. В ней непосредственно идет работа со «старшим братом», готовится ближайший резерв и кадры, ребята повышают мастерство для того чтобы иметь возможность участвовать в сильнейшем чемпионате Европы.
- Как поступило предложение возглавить новый клуб? Время на раздумья и принятия окончательного решения?
- У меня есть агент, с которым я, на протяжении последнего чемпионата, часто созванивался и мы решали, что будет лучше для дальнейшего развития моей профессиональной карьеры. Были предложения от других клубов и перед началом этого сезона, но я хотел остаться в «Соколе» на посту главного тренера, расти как профессионал. А в Киеве, как мне казалось тогда, были самые лучшие условия для этого. Но ситуация в команде и в лиге сложилась так, что пришлось искать что-то новое и лучшее. В конечном итоге я принял для себя соответствующее решение. Велись переговоры и с клубами из России. Без работы я бы не остался. А, когда поступило предложение из Донецка - было всего несколько часов для того, чтобы все как следует «переварить». Скажу сразу, что раздумий-то особых и не было. Сознание того, что это - структура молодежной хоккейной лиги, структура «Донбасса», помогло принять решение в самые кратчайшие сроки.
- Напрашивается вполне закономерный вопрос: если бы в «Соколе» ситуация была стабильной, как в финансовом, так и во всех других отношениях, имело бы место соответствующее решение?
- Такое положение вещей в «Соколе» формировалось не один год. Эта «сага» длится уже на протяжении последних четырех-пяти сезонов. Поэтому, могу сказать только то, что в любом случае, по окончании этого чемпионата, я бы покинул Киев.
- Ваше дальнейшее видение развития или деградации чемпионата Украины.
- Очень сложный вопрос. Сейчас Профессиональная хоккейная Лига находится далеко не в лучшем состоянии. Может быть, это нужно просто пережить. Дальнейшее будет зависеть не от игроков, тренеров и болельщиков, а от инфраструктуры и наличия тех заинтересованных людей, которые будут готовы вкладывать средства в этот вид спорта. Нужно искать и находить таких людей. Я не буду оригинален, но нужно находить и те формы «поощрений» и льгот, которые существуют в других странах, чтобы люди были заинтересованы в финансовой поддержке хоккея. Чтобы это была не просто благотворительность, а чтобы они получали соответствующие дивиденды от этого. Потому как на том этапе развития, на котором он сейчас находится в Украине, хоккей - спорт неокупаемый. Нужно находить те формулы сотрудничества, которые могут заинтересовать бизнес, коммерческие структуры.
- Кого-либо из «Сокола» собираетесь приглашать в свой новый клуб, ели да, то кого?
- Да, мне хотелось бы видеть в молодежной команде Юру Петранговского и еще нескольких ребят. Узнать, как они будут себя чувствовать в новых условиях, на том уровне, который сейчас существует в МХЛ. Тем не менее, не зависимо от того чего я хочу, команда должна быть боеспособной, должна попадать в плей-офф, поэтому будут играть только сильнейшие, те, которые способны решать задачи, поставленные перед клубом.
- Каков будет принцип формирования нового коллектива?
- Отвечая на этот вопрос можно привести в пример самую совершенную в этом плане структуру – структуру НХЛ. Там тренер работает в плотном взаимодействии с менеджментом клуба и селекционным департаментом. Идет целенаправленный и планомерный поиск молодых игроков под определенные задачи и под определенные модели игры. Один тренерский штаб не может своими силами решить все эти вопросы и «объять необъятное». Нужен хороший коллектив специалистов, где все работают с определенными целями для достижения соответствующего результата. Повторюсь, что в этом плане я считаю лучшей систему НХЛ, где фарм-клубы, наряду с тем, что они пытаются достичь своего локального результата, готовят кадры для команд, находящихся на ступеньку выше. На сегоднящний день клубы КХЛ перенимают лучший опыт заокеанских соседей, сохраняя, при этом свою специфику.
- Сборная Украины U-20 останется под Вашим руководством?
- Тут я пока определенного сказать ничего не могу. Если клуб решит, что это возможно, то я, конечно, продолжу работу в сборной. Желание у меня есть. Все будет зависеть только от клуба.
- Если бы, рано или поздно, Вам поступило предложение возглавить национальную сборную, каково было бы Ваше решение?
- Это очень тяжелый вопрос. Пока, наверное, очень рано об этом говорить, тем более, что подобного рода предложений не было.
- Новая система, новый клуб, новый город, переезд. Не страшно?
- В своей игровой карьере, мне страшно было только один раз: это был первый «трейд», переезд из Торонто в Калгари. А со временем привыкаешь к тому, что наряду со сменой клуба, тебя всегда ждут новые испытания, новые нагрузки, как моральные, так и физические. По сути – все новое. К этому я уже привык. Постоянная борьба, постоянное движение и желание доказать и показать, кто ты есть на самом деле. Жизнь не стоит на месте и наверное именно это и движет любым профессионалом.
- Каково отношение Вашей семьи к переезду в другой город?
- Опять-таки, я с двадцати лет много наездил, города, команды, впечатления. Наверное, и моей семье теперь тоже нужно будет к этому привыкать. Мои близкие люди меня полностью поддерживают. Это – моя работа. «Донбасс» - та структура, которая полностью обеспечивает быт и все связанные с этим моменты. Притупляет «острые углы». Поэтому семья абсолютно спокойна на счет переезда и здесь немаловажную роль сыграл я сам, когда объяснил что это такое, как это делается и для чего это нужно.
- Собаку с собой берете?
- Обязательно!
- Как тренеру, Александру Годынюку интереснее работать с молодежью или же с командой мастеров, со взрослыми состоявшимися спортсменами, у которых свои взгляды на все жизненные ситуации?
- Скажу сразу, мне интересно работать и с одними и с другими. Наверное, где-то немного легче работать с молодежью, потому что свое «хоккейное мировоззрение» у них еще полностью не сформировалось. С ветеранами и «звездами» работать несколько сложнее: свои взгляды на игру, каждый видит себя на площадке по-своему. У двадцатилетних ребят, тоже уже есть своя точка зрения и тут как раз задача тренера правильно разъяснить и дать понять игроку тот или иной аспект в хоккее. Причем, необходимо это делать максимально правильно, чтобы хоккеист понимал, что лучше, а что хуже в той или иной ситуации.
- Несколько лет Вы руководили молодежной и юниорской сборными Украины, два года киевским «Соколом». Были любимчики в командах?
- Любимчиками, если это можно так сказать, становятся те люди, на которых можно опереться в трудный момент. Такой игрок никогда не подведет, он не сможет так поступить. Есть хоккеисты, которые может где-то сильнее в своих индивидуальных качествах, но ты никогда не знаешь чего от такого игрока ждать в тяжелые времена. Поэтому любимчики, это - те люди, на которых всегда можно рассчитывать. Это не делается «за глаза», это происходит само собой, когда ты видишь, что делает этот парень на площадке и как он ведет себя в раздевалке команды. У каждого тренера есть такие люди в коллективе. Но, я по большому счету, пытаюсь удерживать себя от подобных проявлений. Нравится мне хоккеист как игрок или нет, получает ли он больше игрового времени или меньше, все зависит от того насколько полезен он команде. Любимчики есть, но это – прямое следствие игры, выполнения игрового задания и надежности данного человека.
- Два года в «Соколе». Вспомните самый радостный момент и тот момент, о котором не хотелось бы больше вспоминать.
- Эти два сезона были очень насыщенными, со взлетами, с падениями, с большим энтузиазмом и полным пессимизмом. Радостных минут было много: это и победа в регулярной части чемпионата прошлого сезона и те матчи, где в игре с заведомо сильным соперником мы добывали победы вопреки всякой логике. Такими играми больше изобиловал второй год, где приходилось находить внутренние резервы там, где их казалось, невозможно было найти и о которых ни игроки, ни тренеры даже сами не подозревали. Тогда приходилось в раздевалке, в перерывах между периодами находить те слова, которые действительно «зажигали» ребят и не давили им задуматься о том какие большие проблемы остались за бортиком хоккейной площадки. К таким поединкам я могу отнести немало игр, но запомнились больше всего достойные победы над «Компаньоном» в полуфинальной серии чемпионата.
Ну а самый негативный момент – январь этого года. Начали уходить ведущие игроки, очень тяжелая атмосфера была в команде. Наш тренерский штаб оказался в ужасной ситуации неизвестности. Когда мы не приехали на игру, потому что у нас не было денег для того чтобы добраться в Донецк. Вот это были самые неприятные ситуации, из которых нужно было вытаскивать себя и любыми силами.
- Кого вы видите своим приемником? Кто может заменить Александра Годынюка на тренерском мостике команды «Сокол» Киев?
- Тренерский мир нашего хоккея не так уж велик. Все, конечно же, будет решать руководство команды. Кто лучше, кто хуже, кто больше подходит клубу, кто меньше. Я думаю, что можно было бы дать шанс Анатолию Степанищеву поработать с командой. Он знает структуру и «кухню» клуба, он был прекрасным игроком «Сокола» в свое время, долго работал в команде помощником главного тренера Александра Сеуканда, а в этом году приобрел еще опыт работы в российской Высшей лиге. Лично я бы остановил свой выбор на этом специалисте.
- Будущее «Сокола». Каким Вы его видите? Наставления и пожелания, так сказать.
- Это все очень туманно. Нельзя допустить того чтобы этот клуб, с 50-ти летней историей, вот так вот взял и исчез с «хоккейной карты Украины». Чтобы его многочисленные и преданные болельщики остались без любимой команды. Что именно надо делать, мне сказать тяжело, я не тот человек, который носит в кармане чековую книжку и платит по счетам. Возможно, нужно искать нового «хозяина», владельца клуба. Все упирается в то, что ребята – хоккеисты и они профессионалы, им нужно кормить свои семьи, и они не могут играть «за бесплатно». Недавний яркий и так поразивший меня пример – хоккеист в Казахстане, который погиб, после силового приема. Скажу как хоккеист, у всех у нас это сидит в глубине подсознания и каждый знает, что произойти может всякое. Таких фатальных травм не много, и слава Богу, что это так. Есть и другие игровые случаи, после которых карьера хоккеиста просто заканчивается. Никто не может и не должен играть за «спасибо». Нужно находить структуры, которые будут заинтересованы в «Соколе», которые будут пытаться возродить клуб, пытаться возродить его традиции. Они сейчас очень пошатнулись и традиции, и материальное состояние клуба.
Дай Бог, чтобы в свой 50-ти летний юбилей «Сокол» не умер, а нашел того человека, который будет в нем заинтересован и будет продолжать помогать команде идти вперед.
Александр Долгий