Виктор Носов: Психологический настрой команды – важнейший элемент тренировочного процесса
Виктор НОСОВ (Украина), заслуженный тренер Украины
Автор, основываясь на своем практическом опыте, делится мыслями о психологической подготовке футбольного коллектива, возможных нюансах управления командой, проводя параллели: психология-тренер-психологический климат-команда.
Виктор НОСОВ
Родился 19 июля 1940 года в Сталино (ныне – Донецк).
Воспитанник донецкого «Шахтера».
Защитник. Мастер спорта СССР.
Выступал: «Шахтер» (Донецк), ЦСКА (Москва), СКА (Ростов-на-Дону), «Авангард» (Харьков), «Строитель» (Полтава).
Финалист Кубка СССР 1963.
Тренер: «Шахтер» (Макеевка), «Кривбасс» (Кривой Рог), «Шахтер» (Донецк).
Главный тренер: «Строитель» (Полтава), «Шахтер» (Донецк), «Виктори Мале» (Мальдивская Республика), «Пахтакор» (Ташкент), «Заря» (Луганск), «Динамо» (Ставрополь), «Верес» (Ровно), «Шахтер-2» (Донецк).
После 1995 года работал в ДЮСШ «Шахтер» (Донецк), тренировал «Ворсклу-2» (Полтава).
Достижения в должности тренера и главного тренера: обладатель Кубка СССР 1980, 1983, обладатель Кубка сезона 1984, серебряный призер чемпионата СССР 1979, бронзовый призер чемпионата СССР 1978, финалист Кубка СССР 1978, 1985.
Заслуженный тренер Украины.
С июня 2005 – главный тренер ФК «Ворскла» (Полтава).
ПСИХО – ДУША, ЛОГОС – НАУКА
Начну с постулата, известного, думаю, всем: главный тренер прежде всего отвечает за физическую, техническую, тактическую и психологическую подготовку. Причем, при сегодняшних относительно равных возможностях команд по первым трем элементам подготовки, на первый план все больше выходит умение тренера подготовить команду психологически, найти мотивационные рычаги, позволяющие игрокам «выпрыгнуть из кожи» ради победы.
Работая тренером длительное время, пожалуй, могу сказать словами русского поэта XIX века Петра Вяземского: «Я пережил и многое, и многих, и многому изведал цену я». Пожалуй, это, а не победы и награды, дает право откровенно поговорить с коллегами о психологии управления командой.
Знание психологии («психо» – душа, «логос» – наука)– один из самых больших плюсов в работе с командой. С этим, наверное, согласятся все. Но довольно часто этим резервом в подготовке команды молодые тренеры, и не только, они не умеют грамотно распорядиться. Безусловно, сама по себе психология не имеет аксиом, по которым должен работать любой тренер. Хотя психология и наука, но наука – о душе. А, как известно, чужая душа – потемки. Поэтому тренер должен уметь в каждой конкретной ситуации в этих потемках «лучиком» своего опыта человеческого общения высветить те «закутки», которые позволят футболисту раскрыться и быть полезным команде. Потенциал этот надо уметь не только раскрыть, но грамотно, избегая шаблонов, использовать.
ТРЕНЕР – ПЕДАГОГ, ЧУТКИЙ ПСИХОЛОГ
Футбол – это не только, а может, и не столько, единоборство на поле, сколько большая подготовительная работа к игре. Если хотите, это психологическое единоборство «тренер-игрок», в котором тренер должен уметь не всегда побеждать. Это как в философии восточных единоборств: нужно уметь грамотно уступить в малом, чтобы потом выиграть в гораздо большем. И здесь огромное значение имеют личностные качества тренера. Тренер просто обязан в каждой конкретной ситуации проявлять искусство педагога. Тонко разобравшись в нюансах острой ситуации, идя порой по наитию, он должен выбрать единственно верный путь разрешения конфликта. Может быть даже через искусственное доведение конфликтной ситуации до апогея. Говоря казенным языком, это один из пунктов его должностной инструкции – разрешение конфликтных ситуаций без разрушения коллектива. Пункт, конечно, неформальный, но обязательный.
Я лично не понимаю тренеров, которые сетуют главным образом на неподготовленность своих футболистов психологически к какой-то игре. Бывает, безусловно, что у команды «не ее день». Не знаю уж, или звезды на небосклоне «не так» расположились, или тренер в чем-то дал промашку. Хотя, скорее всего, это все в комплексе. Но в любом случае, тренер не должен во всех грехах винить звезды или игроков. Нужно прежде всего «проанализировать себя». Причина может быть не в тактической расстановке, а, к примеру, в том, что у футболистов, игравших по тактической задумке «в связке», произошла размолвка по какой-то там бытовой мелочи. А само это накладывает на их отношения определенную тень. Если этот эпизод прошел мимо тренера, и он не смог сгладить конфликтность, переведя ее, допустим, в шутку, тогда кого следует винить в том, что связка не сработала?
Ведь что такое работа главного тренера: в нужное время на нужную позицию поставить нужного игрока. Просто? Но в этой простоте вся сложность.
При этом тренеру, считаю, нельзя допускать срывов на крик, излишнюю нервозность. Он должен быть эмоционально сдержан, рассудителен, внимателен, вежлив, способен к сопереживанию и иметь бесконечное терпение. Тренер должен знать свое дело, а значит, – быть специалистом в общении с людьми, быть самому ответственным и добиваться ответственного отношения к делу от игроков. Он – организатор, не боящийся принимать непопулярные решения. Причем в сегодняшних реалиях – решения, непопулярные где-то и для руководства клуба. Но для этого тренер должен своими действиями доказать руководителям, что он пришел создавать команду. Тогда, возможно, эти его решения будут находить понимание у руководства клуба.
Сейчас можно часто слышать, что вместе с главным тренером с командой должен работать психолог. Даже есть люди, ратующие за то, чтобы психолог был «в команде». Мое глубокое убеждение – такой подход в корне неверен. Я противник разговоров на эту тему. Коли тренер не психолог – это уже не тренер в исконном понимании этой профессии. Уверен, если кто-то, находясь на должности главного тренера и будучи футбольным человеком, не является психологом, то ему лучше подыскать себе иное применение в футболе: ассистент, селекционер, тренер-методист.
Главный тренер был, есть и останется при любых современных веяниях в тактике и построении учебно-тренировочного процесса – педагогом, чутким психологом.
По большому счету, анализируя работу выдающихся тренеров-педагогов прошлого и настоящего, можно выделить два основных стиля управления: автократичность – это незаменимость тренера, беспрекословное подчинение его власти всех игроков; демократичность – сотрудничество, инициатива, творчество. Форму же управления командой выбирает тренер – это его прерогатива, исходя из черт характера, наклонностей. Я – сторонник второго варианта. Он позволяет сделать игроков своими «соратниками», но труден в том плане, что творчество может захлестывать, и футболисты незаметно для себя переходят определенные границы.
КОМАНДА – КОЛЛЕКТИВ, А НЕ ГРУППА ПРОФЕССИОНАЛОВ
Все тренеры-практики, думаю, знают, что команда живет и работает в разноплановых и постоянно меняющихся условиях: предсезонная подготовка, тренировки в процессе сезона, игры и их ход, межигровые паузы, формирование взаимоотношений футболистов на поле, на базе, в быту, во время выездных матчей (гостиницы, самолеты, автобусы). Поэтому особое значение имеет создание сплоченного коллектива, умеющего преодолевать игровые и жизненные трудности. Во многом это – базис работы тренера.
Нельзя забывать, что команда – общность людей. А само понятие «общность» предполагает общие профессиональные интересы, устремления. Поэтому нужно знать психологические особенности каждого игрока. Эта мысль, наверное, звучит банально, но от этого ее актуальность для каждой конкретной команды не теряется. Например, если тренер видит, что у парня есть задатки лидера, но он еще молод, и поэтому «старички» пытаются постоянно задвинуть его на вторые роли, возможно, имеет смысл поговорить с опытными игроками. Это в том случае, когда тренер уверен в молодом футболисте. Если же нет… Все равно решение принимать тренеру, исходя из анализа взаимоотношений в команде и задач, которые стоят перед коллективом.
Психологический климат в команде зависит от многих внутренних и внешних факторов – объективных и субъективных. Внешние: материальная сторона, цели команды, окружающая обстановка («среда»). Внутренние: индивидуум, интеллект, личностные качества.
В конце концов, кредо тренера – не просто использовать игрока в той или иной тактической схеме, а раскрыть его сильные стороны. Исходя из этого и должны подбираться игроки (читай – исполнители). И что бы сегодня ни говорили о том, что футбол стал другим, что в нем надо работать по-новому, в своих базовых, основополагающих принципах футбол неизменен. Никто не может финансовыми ресурсами исключить специфику взаимоотношений «игрок-игрок», «тренер-игрок». Просто новые методы работы в плане психологии должны учитывать материальную составляющую, несколько изменившиеся принципы мотивации, бытовые условия, обстановку вокруг футболистов. Привносит новое в работу тренера и наличие легионеров в команде. Главный тренер обязан делать поправку на субкультуру иностранцев, языковой барьер, менталитет. Все это предъявляет дополнительные требования к тренеру, предполагающие определенную широту кругозора, которая позволяет находить общий язык с иностранцами. Далеко не лишним сегодня, особенно для молодых тренеров, собирающихся стать серьезными специалистами, является знание иностранного языка. А лучше – двух. Например, английского и итальянского.
Но при этом, как 30 лет назад, так и сегодня, создавая команду, тренер должен ставить реальные задачи, корректируя их только в сторону повышения. Он обязан создавать благоприятный микроклимат, формировать коллектив, умеющий с минимальными потерями преодолевать и взлеты, и падения.
Для этого в команде должен формироваться определенный психологический настрой. А для такого настроя необходим прежде всего правильно спланированный учебно-тренировочный процесс, исключающий однообразие, организационные сбои, наличие «любимчиков», огульное охаивание.
Считаю верхом тренерского искусства команду, основанную на доброжелательных отношениях, взаимоуважении, взаимовыручке с определенной долей «перчинки». При этом нужно настойчиво бороться с групповщиной. В этом смысле порой нужно умело формировать конфликтные ситуации, не переходящие, правда, в скандалы.
Естественным образом в команде, хочет того тренер или нет, будет формироваться (не только в кадровом, но и в психологическом отношении) «актив» и «пассив», «основа» и «дубль». Не могут быть в каждый конкретный момент все одинаково хорошо подготовленны. Не может быть уравниловки и в оплате труда. При этом не должно быть дележа каких-то «благ», приводящего к ненужной конфликтности. Поэтому за тренером должно оставаться решающее слово в отношении зарплаты, премий, наказаний. Верно используемый материальный рычаг – хорошее подспорье для психологического управления командой. Вернемся к «активу» и «пассиву». «Актив» – это на сегодня наиболее сильные игроки. «Пассив» – молодые, которые пока что не подходят по тем или иным параметрам, не являясь самостоятельными «боевыми единицами». Это перспектива, а смотреть в завтрашний день тренер, независимо от его турнирных задач, обязан. Это тяжело, но нужно. Безусловно, в процессе кропотливой работы кто-то отсеется, но такой тренерский стиль честен и справедлив. В конце концов, в футболе блата нет, и на матчи приходят тысячи болельщиков, которые тоже видят, кто чего стоит. Поэтому тренер в погоне за сиюминутной выгодой не должен лукавить с игроками. Путь лукавства – очень скользкий и опасный. Его тренер должен опасаться, если, конечно, он, говоря словами известной поговорки, «играет в футбол, но не играется с футболом».
Такой стиль работы дает возможность гармонично провести смену поколений, сохранить преемственность и игровой почерк команды и, что немаловажно, клубные традиции. Кто бы, что бы ни говорил, один из «китов», на которых стоит любой клуб, – сохранение и приумножение традиций, сформированных десятилетиями. Поэтому тренер должен бережно относиться к клубным традициям, умело используя их на благо команды.
ЧУВСТВО ТАКТА ЕЩЕ НИКОМУ НЕ НАВРЕДИЛО
Еще одно важное условие и принцип работы тренера: никогда, ни при каких обстоятельствах не оскорблять подчиненных тебе людей. Как писал Жан-Жак Руссо, «оскорбление – довод тех, кто не прав». Сегодня же можно частенько слышать, как, допустим, в ошибках голкипера винят тренера по работе с вратарями. Благо сейчас такая должность есть практически во всех клубах. Вот к нему и предъявляются все претензии по игре голкипера. Убежден, при любом количественном и качественном подборе тренерского штаба «на выходе» ответственность за все несет только главный тренер. А высказывание во всеуслышанье упреков кому-то из своих помощников, игроков, совершивших на поле ошибку, ни в коей мере не красит тренера. Конечно, бывает, что послеигровые эмоции захлестывают, нервы не выдерживают. Но, требуя от игроков и помощников выполнения своих задач, тренер должен помнить, что, срываясь, он не выполняет одну из своих главных задач: все внутрикомандные вопросы решать внутри коллектива. В этом и есть его такт, его профессионализм как тренера-психолога.
При любом количестве людей, обеспечивающих жизнедеятельность команды, главный тренер должен быть многогранен, выступая в разных ипостасях: «главного», руководителя, администратора, методиста, организатора, старшего товарища, друга. Когда надо, он должен умело поощрить или наказать. В силу своего более богатого, чем у футболистов, жизненного опыта, он должен стать для ребят советчиком по бытовым, внефутбольным вопросам.
Но сказанное не отменяет формирования штаба единомышленников, обеспечивающих динамичную работу. Тренеры-помощники, врачи, массажисты, администраторы, шоферы – все они тренерский штаб единомышленников. Мелочей в этом аспекте работы тренера не бывает. И если тренер – это «мозговой центр», то остальные специалисты, работающие в штабе, – это части «тела» тренерского штаба. А значит, и управлять «мозг» должен так, чтобы правая «рука» знала, что делает левая. Грамотная же организация – еще один кирпичик в фундаменте психологической подготовки команды.
Тренер не имеет права проводить границу: вот эти люди в штабе более ответственные (соответственно, «белая кость»), а эти менее («ну чем вы там занимаетесь?»). Всегда стараюсь настраивать игроков на победу вместе со своими помощниками. Успехи, которые были, – результат труда всех, кто «завязан» на команду, потому что победы – не только отличная физическая и технико-тактическая подготовка, но и спокойствие духа до и во время игры. Мне как тренеру вместе с помощниками удавалось снимать у ребят нервное напряжение и настраивать их на игру. Это очень трудное дело: психологически готовить команду к матчам самого различного уровня – еврокубки, чемпионат и Кубок страны. Здесь не поможет «накачка». Только умение, такт и психологический опыт тренера, хорошо знающего и изучившего своих подопечных, могут дать требуемый эффект. Замечу, эффект, а не результат, потому что психология сама по себе может в данный момент не принести результативные плоды, но создать положительный фон. И не побоюсь повториться: хороший психологический настрой команды – результат верно спланированного учебно-тренировочного процесса.