Ватцке: "Недавно я обедал с Палкиным и понял, что клубы хотят объединения"
Председатель правления дортмундской "Боруссии" Ханс-Йоахим Ватцке в интервью PROспорт объяснил, почему он против иностранных инвесторов, а также рассказал о бундеслиге и объединении чемпионатов.
- Почему вы поддерживаете существующий в Германии закон, из-за которого клубы не могут привлечь богатого инвестора?
- Я не хочу никаких инвесторов.
- Почему? Вы смогли бы конкурировать с "Баварией" уже сейчас.
- Потому что инвесторы всегда пытаются влиять на происходящее в клубе. А мы знаем лучше всех, что для "Боруссии" хорошо, а что нет. Я не хочу Романа Абрамовича, который может сказать: "Мы берем Шевченко". Это не наш путь. 99,9% наших фанатов не хотят инвестора, потому что желают оставаться частью клуба, а не просто прыгать и кричать на трибуне, поддерживая команду, которая принадлежит Абрамовичу или шейху из Катара.
Посмотрите: в Англии цены на билеты выросли в два раза, футбол больше не является народным спортом, это чисто экономическое мероприятие. В Германии такое трудно себе представить. У нас есть клубы, имеющие инвесторов в качестве исключения, - "Вольфсбург", "Байер", - но они не притягивают публику, как "Бавария", Дортмунд или "Шальке". Мы остались клубами в буквальном смысле, где фанаты благодаря своему членству в конечном итоге могут принимать участие в принятии решений.
- Звучит романтично.
- Не только звучит, мы и есть романтики. Когда твои болельщики романтики, ты тоже должен им быть, иначе в долгосрочной перспективе не добьешься успеха. В Англии - клиенты, у нас - фанаты. В конце концов, именно они определяют, что происходит в клубе. Конечно, повысив цены в два раза, мы все равно будем заполнять стадион, но это не наша модель. Мы хотим, чтобы люди из всех социальных слоев, дети имели возможность прийти на стадион. У нас 28 000 стоячих мест, билет на одно из них стоит €11–12, такого больше нет нигде в Европе, но это наша культура.
- Вы слышали о планах по объединению чемпионатов России и Украины?
- Да, я недавно обедал с Сергеем Палкиным из "Шахтера" и понял, что клубы этого хотят. Думаю, что Украина выиграет больше: ведущих клубов в этой стране всего четыре, а в России сейчас конкуренция выше.
- Не думаете, что подобные вещи могут разрушить сложившуюся систему?
- Нет, по-моему, это не проблема.
- Потом решат объединиться, скажем, Бельгия с Голландией.
- Ничего страшного, если этого захотят люди. Только нет смысла создавать лигу, если болельщики против.
- Какое место в Европе сейчас занимает бундеслига?
- Трудно определить точно. Англичане очень сильны экономически, тут соотношение похоже на то, что мы наблюдаем в паре "Бавария" - "Боруссия". Но англичане постепенно осознают, что конкуренция становится серьезнее. Думаю, что сейчас бундеслига уступает АПЛ только потому, что они на 800 млн больше зарабатывают на телеправах. По всем остальным параметрам - спонсорству, зрителям и так далее - мы им не проигрываем. Бундеслига находится примерно на одном уровне с Испанией, но с одним исключением: у нас 14 клубов из 18 прибыльны, а в Испании многие - банкроты. Имидж испанской лиги базируется на "Реале" и "Барселоне". То есть с экономической точки зрения испанцы нам сильно уступают. Точно так же как Италия и Франция.