Как украинская ПФЛ президента выбирала
В столичном Доме профсоюзов состоялся третий отчетно-выборный конгресс Профессиональной футбольной лиги. Главная интрига мероприятия заключалась в избрании нового главы ПФЛ. Как известно, занимавший пост президента Лиги последние восемь лет Равиль Сафиуллин после создания Премьер-лиги объявил об уходе с должности.
Практически все делегаты в кулуарах сходились во мнении, что достойного сменщика Сафиуллину среди пятерки кандидатов нет. "Мы постоянно наблюдали за дискуссиями Равиля Сафовича с представителем ФФУ на заседаниях ПФЛ Александром Бандурко, - высказал с трибуны мнение большинства директор клуба "Кремень" Андрей Недяк. – Сафиуллин был едва ли не единственным конструктивным критиком президента Федерации Григория Суркиса. В их спорах часто рождалась истина. Нынешним претендентам на кресло руководителя ПФЛ будет сложно дискутировать на равных с людьми такого калибра".
Но в итоге участники конгресса оценили работу ПФЛ за последние четыре года удовлетворительно, отметив, в частности, внедрение матчей за Суперкубок. Критиковали представители клубов первой и второй лиг ПФЛ за слишком высокие размеры заявочных взносов и оплату тренерского лицензирования, "страшное" лицензирование, чересчур высокие штрафные санкции, "войну" с ФФУ, нежелание вкладывать деньги в развитие детского футбола.
Традиционно больная тема отечественного футбола – судейство. "К сожалению, ПФЛ заявляет, что не может повлиять на работу Фемиды, мол, это не в компетенции Лиги, - констатирует президент бурштынского "Энергетика" Мирослав Лотоцкий. "Судейство – это уже целая, не при прессе сказано, мафиозная структура", - дополняет коллегу руководитель ПФК "Александрия" Николай Лавренко.
"Вынужден поблагодарить бывшего президента черниговской "Десны" Алексея Савченко, - говорит президент кременчугского "Кременя" Андрей Недяк. – После его скандального заявления первые шесть-семь матчей на судейство было любо-дорого глянуть. Обвинения действительно напугали отечественных судей, они начали судить честно. Но потом, когда "дело Савченко" не получило реального продолжения, ситуация вернулась на круги своя. Порой судьи ведут себя поразительно нагло.
Доходит до того, что едва выйдя из машины на вокзале, инспектор в присутствии троих судей и представителя принимающей команды звонит в Киев и отчитывается: "Все нормально, деньги взял", продолжает господин Недяк. – Его спрашивают, не стыдно ли говорить такие вещи в открытую. "А что, вы ж денег не даете?" - отвечает.
А отдельные молодые судьи – это вообще отдельная история. Такое впечатление, что они просто не умеют судить. Однажды я спросил одного из молодых рефери: "Почему ты не удалил защитника, сбившего нападающего, который выходил один на один?" "Потому что защитник тоже упал" - слышу в ответ. Какие еще нужны доводы относительно профессионализма такого судьи? А некоторые инспекторы из числа бывших судей, хорошо знающие "кухню", и вовсе обнаглели до предела – сами выставляют цены, а потом определяют, сколько дать каждому представителю судейской бригады".
Экс-президент поиздевался над оппонентами
Вернемся, однако, к главному вопросу третьего отчетно-выборного конгресса ПФЛ – избранию президента Лиги. Теоретически на эту должность претендовали шесть кандидатов. Теоретически, потому что выдвинутый киевским ЦСКА Равиль Сафиуллин сразу заявил, что претендовать на кресло не будет. Потому претендентов осталось пять. Два – Милетий Бальчос и Анатолий Ревуцкий – были откровенно техническими кандидатами. У известного журналиста, а ныне пресс-аташе национальной сборной Украины Юрия Малышева шансы возглавить ПФЛ были лишь теоретические. Еще задолго до заседания было очевидно, что пост главы Лиги "разыграют" между собой ее действующий исполнительный директор Святослав Сирота и выдвинутый киевским "Динамо-2" Сергей Мохник.
Как оказалось, некоторые делегаты к выборам президента ПФЛ были не готовы. Точнее, они вообще предлагали ликвидировать пост руководителя Лиги. Коллективное заявление соответствующего характера от "Прикарпатья" (Ивано-Франковск), "Динамо-2" (Киев) и столичного ЦСКА прозвучало с уст вице-президента армейцев Сергея Григоровича. Равиль Сафиуллин вынужден был выставить "революционный" проект на голосование. Правда, поддержки идея не получила – 39 из 51-го делегата проголосовали за избрание президента. Интересно также, что каждый из клубов-"реформаторов" изначально внес свои кандидатуры на пост руководителя Лиги: ЦСКА выдвинул Сафиуллина, "Динамо-2" - Мохника, "Прикарпатье" - Ревуцкого.
Когда идея ликвидировать пост президента была отсечена, пришел черед обратиться к присутствующим делегатам. Сначала с места свою кандидатуру в пользу Святослава Сироты снял Милетий Бальчос. Первым слово взял Юрий Малышев, в свое время работавший пресс-секретарем Сафиуллина. Он сказал, что деньги в наш футбол сами не придут, нужно искать инвесторов. Такой у Юрия Борисовича якобы уже был – это фирма с прибылью в четыре миллиарда долларов, которая работает на рынках Украины и России. На делегатов речь господина Малышева впечатления не произвела. Очевидно, со "своими" кандидатами все уже давно определились.
Если выступление Юрия Малышева не впечатлило, то присутствие за трибуной Сергея Мохника повеселило. Пороизошло это, когда вопрос 33-летнему Сергею Андреевичу задал Равиль Сафиуллин: "Вы уже три года не работаете в ПФЛ. Почему до сих пор не забрали трудовую книжку?" Не получив внятного ответа, Равиль Сафович продолжил: "Сергей Андреевич, вы вылили на ПФЛ много грязи. Если мы такие плохие, почему вы до сих пор не вернете Лиге предоставленные вам служебный телефон и фотоаппарат?". Господин Мохник не нашел ничего лучшего, как отделаться ответом: "У вас есть документально подтверждение, что я что-то забирал?"
Скандальный оттенок носило и выступление Анатолия Ревуцкого. Президент ивано-франковского "Прикарпатья" заявил, что выдвинул свою кандидатуру исключительно для того, чтобы получить трибуну для выступления. Вслед за этим он обвинил Равиля Сафиуллина в том, что в своем отчете (!) он не предоставил путей выхода из кризиса, а говорил лишь о показателях ушедших дней. Дальше последовала критика деятельности ПФЛ, в которой не было ни грамма фактажа.
Господин Сафиуллин ответил Анатолию Ревуцкому просто: "Мы были осведомлены, что вы вместе с единомышленниками хотели сорвать нынешний конгресс. Когда эта попытка провалилась, вам не осталось ничего, как бросить тень на деятельность Лиги. Не отрицаю, мы не идеальны, мы тоже допускали ошибки. Но, вспомните, кто первым подставил плече помощи, когда на грани ликвидации был ФК "Прикарпатье", где вы являетесь президентом.
Именно благодаря моим усилиям определенные люди помогли клубу не утонуть. Кроме того, насколько мне известно, вы возглавляете ассоциацию "Футбол-Запад". Сегодня уже прозвучали статистические выкладки, согласно которым количество профессиональных команд из Ивано-Франковщины сократилось с семи до двух, Львовской области – с 13-ти до четырех. Почему вы вместе со своей ассоциацией не предпринимаете попыток, чтобы исправить ситуацию?"
В сравнении с предыдущими ораторами, речь Святослава Сироты была спокойной, не изобиловавшей обвинениями. Святослав Анатольевич отметил, что в случае избрания на пост президента ПФЛ, в первую очередь, попытается создать рабочую группу, которая поможет клубам бороться с последствиями экономического кризиса. Для этого в частности будет установлен верхний потолок зарплат для футболистов первой и второй лиг. Кроме того, господин Сирота обещает каким-то образом решить проблему судейства.
Атмосфера в зале дала понять еще до тайного голосования, что имя нового президента ПФЛ предопределено. Поэтому результат сюрпризом не стал: за Малышева отдан один голос, за Мохника – семь, Сирота победил с 39-ю голосами. Заняв место председателя, Святослав Анатольевич предложил избрать Равиля Сафиуллина почетным президентом Лиги. Его идею поддержали. Потом избрали двух вице-президентов: Николай Лавренко будет ответственным за первую лигу, а представитель черновицкой "Буковины" Валерий Королянчук – за вторую.
Что ж, заговор, если он и существовал, придушен в зародыше. Правда, возникают некоторые сомнения, что с приходом нового руководства противостояние отношения ФФУ и ПФЛ обретут более конструктивный характер.
Иван Вербицкий