Купит ли Фирташ "Динамо"?
Ринат Ахметов = ФК "Шахтер".
Сергей Курченко = ФК "Металлист".
Дмитрий Фирташ = ФК "Динамо Киев"?
Вот вопрос, который в последнее время все чаще возникает у фанатов самого главного, пусть и не самого успешного, футбольного клуба Украины. Возник он даже не в связи с тем, что "Надра банк" стал генеральным спонсором "Динамо".
Многолетним партнерам из Приватбанка был дан отбой, и теперь на футболках динамовцев красуется знакомый всем красный цветок с надписью "Надра банк". И не только он. Еще один актив Group DF теперь стал частью формы киевского клуба - Ostchem.
Ведь был же Приватбанк генеральным спонсором, и при этом никто не говорил, что Игорь Коломойский владеет клубом. Нельзя же говорить, что "Газпром" является владельцем сербской "Црвены звезды", а Fly Emirates - собственником лондонского "Арсенала" и итальянского "Милана".
Другое дело, что Дмитрия Фирташа и Сергея Левочкина все чаще видят в первой ложе в компании братьев Григория и Игоря Суркисов. Причем им оказывается такое внимание и уважение, которое является излишним даже для генеральных спонсоров. Пусть один из них олигарх, а второй - целый глава Администрации президента.
Итак, существует подозрение, что главный футбольный клуб страны уже продан или будет продан в ближайшее время.
Любит ли Фирташ футбол
"Фирташ, Левочкин и Суркис будут играть в одной команде". Такая новость облетела почти все издания несколько месяцев назад. Правда, в ней речь шла всего лишь о семилетних детях именитых отцов, которых приняли в "динамовскую" школу.
Ничего удивительного тут нет. Через школу "Динамо" проходят многие отпрыски украинской "элиты", которые в детстве увлеклись футболом. Как правило, в 99,9% случаях они так и не становятся известными футболистами.
Тем не менее, два года в молодежной команде киевского клуба, например, играл такой себе игрок Иванющенко - сын того самого таинственного "Юры Енакиевского", который сейчас уже не на слуху.
В "Динамо-2" сегодня выступает 23-летний Омар Фароян, которого называют внуком известного вора в законе Аслана Усояна по кличке "Дед Хасан".
Многие влиятельные люди хотели бы видеть свое чадо в футболке "Динамо", но, как правило, они их примеряют только в юном возрасте. Видимо, то же самое произойдет с Фирташем-младшим и Левочкиным-младшим.
Что касается их родителей, то Сергей Левочкин регулярно играет в футбол по выходным. В команде, которая гонят мяч на берегу Днепра в окрестностях элитного района Конча-Заспа, много известных людей. Слишком известных.
А вот Дмитрий Фирташ футбол никогда особо не любил. Можно сказать даже, что ему больше по душе баскетбол.
Этим он отличается, скажем, от Рината Ахметова. Поговаривают, что донецкий олигарх получил "Шахтер" в наследство от Ахатя Брагина (Алик Грек), и из уважения к убитому патрону продолжил дело его жизни.
Пусть он не настолько любит футбол, как любил его Брагин, но постепенно проникся к этому виду спорта. И поэтому, а не только ради политических дивидендов, вливает огромные суммы в покупку игроков и тренеров.
Соответственно, чем может прельстить Фирташа покупка "Динамо"?
Сейчас только и разговоров о том, окупятся ли приобретения "Динамо". Но эти разговоры ни к чему. Говорить нужно о спортивных результатах, а не финансовых. И так понятно, что в Украине футбольный клуб - это убыточный бизнес.
По словам одного из собеседников ЭП, "Динамо" - это очень дорогой имиджевый инструмент. Он имеет значение ровно потому, что Ахметов владеет донецким "Шахтером", а Курченко - харьковским "Металлистом".
Естественно, покупка "Динамо" - это ход конем. Фирташ и Левочкин мгновенно стали бы владельцами футбольного клуба номер один в стране. Они запросто утерли бы нос маститым конкурентам, опередив их со старта по масштабу бренда.
Опередив по возможности привлечь внимание президента Украины, кто бы ни занимал этот пост - Виктор Янукович или Вася Пупкин. Все-таки "Динамо" - это Киев, 13-кратный чемпион Украины, легендарный клуб, известный всему бывшему СССР, чего не скажешь про "Шахтер" или "Металлист" при всем уважении к ним.
Дальше вопрос упирается в деньги. Сколько готовы будут потратить Фирташ и Левочкин на игроков и тренеров?
Официально заключен трехлетний контракт с "Надра банком" с возможностью пролонгации. По неофициальной информации, за "аленький цветочек" на груди футболистов Фирташ готов выкладывать 25 млн грн в год.
Приватбанк Игоря Коломойский, как в этом признался Игорь Суркис в интервью Forbes, платил по спонсорскому контракту что-то около 3 млн.
Куда интереснее выглядят трансферные затраты киевского "Динамо" в этом сезоне. Эти показатели впечатляют даже западных футбольных функционеров.
Все приобретения стоили Суркисам приблизительно 46-47 млн евро. Таких расходов на трансферном рынке клуб себе никогда не позволял. Три года назад такой суммой исчислялся бюджет ФК на год.
По словам Суркиса, в 2012 году вместе с затратами на трансферы было потрачено около 100 млн долл. Откуда деньги?
Имиджевый инструмент
Знающие люди говорят, что Суркисы вряд ли могут продать "Динамо". Уж слишком трепетно они относятся к этому бренду, который сформировался еще до их появления в клубе в 1993 году. Привлечь спонсоров? Может быть.
А чем заканчивалось участие в клубе других инвесторов, Константина Григоришина, например, все помнят.
И все же, одно дело - любить, другое дело - платить.
Как отмечает собеседник ЭП, футбольный клуб - это крайне убыточный бизнес. Он требует вливания огромных денег.
Если этого не делать, "Динамо Киев" так и продолжит катиться по наклонной вниз, теряя популярность среди болельщиков.
Суркисы могли себе позволить "Динамо" во времена расцвета СДПУ(о). Тогда братья владели сетью облэнерго, а их партнер Виктор Медведчук был главой Администрации президента. Однако сегодня от былого влияния Суркисов не осталось и следа. Сегодня клуб - обуза для Сурсиса-старшего.
Другое дело - Фирташ.
"Никогда не поверю, что Дмитрий Васильевич будет просто так вливать огромные суммы в клуб. Скорее всего, генеральное спонсорство - это скрытая форма продажи", - считает собеседник редакции.
Связана ли возможность продажи "Динамо" с неудачами клуба? Может, да, может, нет.
Впрочем, клуб продолжает жить воспоминаниями 1975 года или конца 1990-х годов. Однако от былой славы не осталось и следа.
Изменения в клубе давно напрашиваются, и речь даже не о команде или трансферной политике. Изменения необходимы в менеджменте. Братья Суркисы в "Динамо" окружают себя преимущественно людьми, связанными с клубом еще с прошлого столетия. В их понимании это одна большая "семья", и эти люди якобы лучше всех знают нужды клуба.
Это и есть, по сути, идеология, которая привела к консервации клуба, из-за чего в болельщицкой среде его называют "ямой". Перемены возможны, наверное, только с появлением нового собственника. Пойдет ли это на пользу клубу? Не очевидно, но это хотя бы какая-то возможность перемен. Пусть даже возможный покупатель не влюблен в футбол.
Есть любопытный финансовый момент.
По новым правилам УЕФА, с нового сезона владельцам клубов будет разрешаться делать финансовые вливания на сумму не больше 15 млн евро в год до 2015 года. А затем - не больше 10 млн евро до 2018 года.
Поскольку большая часть затрат "Динамо" ложится на собственников, у клуба уже не будет в будущем такой возможности сорить деньгами.
Есть еще один интересный пункт: от симферопольской "Таврии", которую связывали с Фирташем, олигарх отвернулся. В 2012 году он обещал крымской команде отремонтировать стадион и построить базу, но ничего не сделал. Более того, "Таврия" - одна из немногих команд, которая в зимнее межсезонье провела сборы в Украине. Ситуация и сейчас остается удручающей. Зимой поговаривали, что Фирташ продаст ФК. Сам бизнесмен заявляет, что он никогда не владел клубом. Впрочем, его спонсорство сложно опровергнуть.
Может ли он спонсировать "Динамо" таким же образом? А зачем ему это делать? Ради шестилетнего сына, который будет играть в детской команде? Вряд ли.
* * *
ЭП обратилась за комментариями в ФК "Динамо", но пока не получила ответа. По последним данным, Игорь Суркис - младший брат - опровергал какие-либо слухи о продаже "Динамо". По словам владельца ФК, он не видел желающих инвестировать в клуб.
Основная причина, по версии Суркиса-младшего, в следующем. Дескать, клуб не может гарантировать инвестору дивиденды в ближайшие пять-семь лет. Как известно, купить киевский клуб хотел уже упоминавшийся Юрий Иванющенко.
Если Фирташ и Левочкин уже стали совладельцами клуба или собираются ими стать, игра их детей в одной команде с сыном Григория Суркиса тут ни при чем. Это сильное оружие накануне президентских выборов 2015 года.
По словам собеседников редакции, скорее всего, Фирташ и Левочкин не сразу объявят о том, что являются собственниками клуба. Может пройти немало времени, прежде чем они решатся на подобный шаг.
Пока же структура собственности "Динамо Киев" выглядит так: у Игоря Суркиса 97% акций клуба, 1% - у Светланы Лобановской, 1% - у Леонида Кравчука, еще 1% - у общества "Динамо".
Иван Палий, Сергей Лямец, "Экономическая правда"