Алексей Антонов: "УПЛ прогрессирует. Очки редко кому сейчас достаются с легкостью"
Форвард "Черноморца" – о детской мечте, беседах с Евгением Кучеревским и Хуанде Рамосом, подходах Олега Тарана и Романа Григорчука, и о том, в чем он собирается превзойти Алексея Гая.
– Алексей, Википедия утверждает, что вашим первым тренером в павлоградской ДЮСШ был ваш отец…
– Я тренировался у него, но правильней все же будет сказать, что моим первым наставником в футболе был Чашин Геннадий Васильевич. Но, конечно, папа тоже приложил руку к моему становлению – контролировал, советы давал, что-то показывал, какие-то нюансы объяснял.
– А на кого из знаменитых футболистов вы в детстве хотели быть похожим?
– Мы все хотели играть, как Диего Марадона (смеется). Но кумира, как такового, в раннем детстве у меня не было, и команды любимой тоже.
– Но мечта же была?
– Да. Когда я только начинал заниматься футболом, очень хотелось стать обладателем настоящих бутс и мяча. Уже позже, когда поступил в днепропетровский спортинтернат, конечно, начал мечтать о том, чтобы играть за "Днепр". А из игроков в те годы больше всего впечатляли француз Зинедин Зидан и бразилец Роналдо. Люди такие вещи на поле делали!..
– Мечта о "Днепре" сбылась очень быстро – уже в 16 лет вы были зачислены во вторую команду, но вскоре оказались в… "Кубани". А что вы там, извините, делали? Судя по статистике, на поле почти не выходили и, тем не менее, провели там три года…
– Так уж получилось… Это был очень сложный для меня жизненный этап – травма за травмой. Справиться с этим было непросто.
– Мыслей о том, чтобы завязать с футболом, случайно, не возникало?
– Ни в коем случае! У меня всегда есть цель, к которой я стараюсь идти, несмотря на какие-либо препятствия. Они даже, я бы сказал, помогают – закаляют, формируют характер.
– Кто из тренеров открыл вам двери в большой футбол?
– Евгений Мефодьевич Кучеревский. Это была большая удача – поработать под его руководством. Хотя и недолго это было. Я тогда играл в "Днепре"-2, но он привлекал меня, 16-летнего пацана, к тренировкам основного состава. И это доверие тренера послужило сильным толчком.
– Чем запомнился вам Евгений Мефодьевич. Вот, допустим, если закрыть глаза и вспомнить, то какой эпизод в первую очередь приходит в голову?
– Наверное, не открою Америку, если скажу, что Кучеревский был очень сильным психологом. Он находил какие-то такие слова – простые вроде бы, но особенные...
Навсегда запомнил, тренерскую установку Кучеревского накануне первого полуфинального матча Кубка Украины против "Динамо" в 2004 году. Она получилась совершенно неформальной. Евгений Мефодьевич не говорил ничего особенного, но почему-то собрал команду у себя в номере на базе. Как-то все прошло… По домашнему, что ли. Это уже потом я понял, что Кучеревский специально так поступил – чтобы раскрепостить футболистов.
– Вы на поле в том матче так и не вышли.
– Нет, был в запасе. Но это же логично. Сколько мне тогда лет было?.. Мальчишка совсем. В команде имелись более опытные и сильные игроки.
– Чем та игра закончилась, помните?
– Ну, конечно же. "Днепр" выиграл – 2:0. Потом, правда, в ответном матче уступил с таким же счетом, но в серии пенальти удача была на нашей стороне. Вячеслав Кернозенко тогда здорово сыграл. Жаль только, что Кубок так и не удалось взять. В финале "Шахтер" сильнее оказался.
– В чемпионате Украины за основной состав "Днепра" вы впервые сыграли уже при Хуандо Рамосе, успев до этого неплохо зарекомендовать себя в "Металлисте", "Заре" и "Ильичевце". Начали лихо – четыре мяча в матчах с "Арсеналом" и "Кривбассом". А почему вскоре оказались в запасе?
– Мне самому было интересно. Прошло несколько туров, и меня посадили на замену. Потом "Днепр" купил Калинича и я вовсе играть перестал. Даже в заявку иногда не попадал. Пытался выяснить у тренера, в чем причина – может, я что-то не так делаю или, может, нужно обратить внимание на какие-то нюансы. Но ответа так и не получил: дескать, претензий по работе нет, просто мы пока что не можем предоставить тебе игровую практику.
– Чувство досады, наверное, испытывали приличное. Ведь вроде бы шанс дали и тут же его отобрали…
– Да нормально все. Если тренер рассчитывает на футболиста он будет ему помогать и поддерживать, ну, а нет – значит, нет. Главное, что в итоге-то я свой шанс в футболе все равно использовал.
– Вы лично с Рамосом свою ситуацию обсуждали?
– Ну да, через переводчика разговаривали.
– Скажите, а чем он отличается от наших тренеров?
– Сложно определить. Понятное, что у него есть какие-то свои принципы и взгляды на футбол и тренировочный процесс. Но дело в том, что это можно сказать и о каждом из украинских наставников, у которых приходилось играть. Ведь такого нет – чтобы все наши тренеры работали по одному шаблону. У каждого – свои подходы.
– Тогда расскажите, пожалуйста, о подходах Олега Тарана, у которого вы в прошлом сезоне играли в "Кривбассе"? Уникальная ведь ситуация сложилась: команда находилась на грани исчезновения, а результат был очень достойный.
– Просто все, как говорится, совпало. Олег Анатольевич, безусловно, классный тренер. А еще – очень порядочный человек. С футболистами он всегда ведет себя честно и умеет находить мотивацию. Ну и ребята подобрались – что надо! Настоящие все, без слабинки. В общем, мы решили так – будем играть без зарплат, но за свое имя. А если кто-то не хочет – лучше сразу пускай скажет
.– Кто-то сказал?
– В том-то и дело, что от коллектива никто отрываться не стал. Это и был секрет того "Кривбасса" – один за всех и все за одного.
– А сколько времени вы без зарплаты играли?
– За полгода так и не получили.
– Я так понимаю, что этим летом, прежде чем пополнить состав "Черноморца", вы рассматривали и другие варианты. Почему выбор сделали именно в пользу Одессы?
– Хотел пожить у моря… Из "Черноморца", кстати, предложения получал и раньше, однако пару раз переход срывался. Ну а теперь… Немаловажную роль сыграло то, что "Черноморец" должен был играть в Лиге Европы – это мне было очень интересно. Но, главное, что меня хотел видеть в команде главный тренер.
– То есть вы свое будущее в "Черноморце" обсуждали лично с Романом Григорчуком?
– Естественно, у меня состоялась беседа с тренером. И она сыграла ключевую роль.
– Теперь, конечно же, можно говорить, что вы не ошиблись в выборе клуба, а Григорчук не ошибся в вас. Все мои коллеги отмечают, что Антонов проводит лучший сезон в карьере, да и результаты команды не могут не радовать…
– Мне сложно судить, как я выгляжу на поле. Оценивать игру футболиста – дело тренеров, журналистов и болельщиков. Моя задача – выполнять установку на игру и выкладываться на все сто. Что и стараюсь делать в каждом матче.
– В матчах за "Черноморец" вы зачастую действуете по всему фронту атаки…
– Зависит от соперника. Иногда играю на острие иногда в оттяжке.
– Самому где больше нравится?
– Разницы нет. Комфортно себя чувствую и там, и там. У меня же и в "Кривбассе" так было, хотя у Тарана чаще играл оттянутого форварда.
– Чему вы больше радуетесь – забитому голу или результативной передаче?
– Пожалуй, приятней голы забивать.
– Назовите тот, который больше всего запомнился. Из тех, что забили за "Черноморец".
– Не могу выделить.
– Тогда я попробую. Только мне запомнился эпизод, когда вы как раз гол и не забили. Я – о промахе в выездном матче с "Црвеной Звездой", когда и вроде бы все правильно вы сделали, а в ворота с убойной позиции не попали.
– Бывает и так. Конечно, там нужно было забивать, но не повезло. А, вообще, в нашем деле главное, чтобы были моменты, тогда гол непременно придет. Иначе играть тяжело.
– Что новое для себя вы открыли, когда начали тренироваться под руководством Григорчука?
– Наш наставник много внимание уделяет тактической подготовке.
– И сколько времени, интересно, занимают такие занятия?
– По-разному. Бывает такие периоды, когда каждый день по часу. Бывают перерывы.
– Я слышал, что футболисты не очень-то любят тактические занятия. Некоторые, бывает, даже засыпают, когда тренер слишком долго на эту тему говорит…
– Не знаю, у нас такого не случается. Григорчук умеет заинтересовать. Ну и потом это же важно и для нас самих. Что-то упустишь – потом в игре команду подведешь.
– По последним матчам "Черноморца" сложилось впечатление, что команда играет на своем пределе, без запаса, буквально выжимая очки.
– Так ведь чемпионат Украины потихоньку прогрессирует. И очки редко кому сейчас достаются с легкостью. Посмотрите на "Шахтер", "Днепр", "Динамо". Им же тоже приходится прилагать максимум усилий почти в каждой игре.
– Свой лучший матч этой осенью ваша команда, пожалуй, провела в Киеве – против "Динамо", выиграв со счетом 2:1.
– Возможно. Эта игра, конечно же, запомнилась. Мне отличиться не удалось, но зато отдал голевой пас Владимиру Приемову, который открыл счет.
– Через две недели у вас игра с "Днепром". Можно сказать, что она будет лично для вас особенной?
– Нет. Я стараюсь максимально настраиваться на каждого соперника.
– С кем из новых партнеров больше общаетесь?
– С Сергеем Самодиным и Владимиром Приемовым. Мы же пришли, получается, вместе, а до этого играли в "Кривбассе". А с Володей мы, вообще, уже дружим лет семь.
– А у кого больше татуировок – у вас или Алексея Гая?
– Я не считал… Наверное, у Леши больше. Но это – пока что (смеется).
– С чем связаны ваши тату?
– С жизнью… Но углубляться в тему не хотелось бы. Это личное.
– Одесса – это юмор. Кто у вас в команде больше всех шутит?
– Да вот мы с Приемовым и Самодиным, пожалуй. Как правило, это шутки, так сказать, по ситуации. Домашние заготовки пока не применялись.
– Самая сильное качество "Черноморца"?
– Думаю, не ошибусь, если назову игровую дисциплину. С ней у нас довольно жестко. Но без нее – никак нельзя.
– Сейчас "Черноморец" держится в топ-тройке. Как думаете, а реально подвинуть кого-то из нашей "большой четверки" и по итогам чемпионата?
– Давайте не будем ничего загадывать. Мы на каждый матч выходим с целью победить. А как сложится – покажет только время.