Евгений Левченко: "У меня появилась возможность помогать детям больше"
Капитан "Гронингена" — о кризисе, возрасте, о том, что поможет нам обыграть Англию и о благотворительности.
— Евгений, Новый год практически совпадает с вашим днем рождения, 2 января. Как отметили праздники в этот раз?
— На новогодние каникулы укатил в Москву. А день рождения фактически провел в самолете, возвращаясь назад в Голландию. Ко мне на своем бусике приехали родители, немного выпили, пообщались. Помпезных мероприятий не было.
— Вам исполнился 31. Как оцениваете свой возраст?
— В Украине принято списывать футболистов, которым за 30. Но человек может играть столько, сколько ноги и, главное, мозги позволяют. В Италии, Испании, Англии играют до 35—36 лет по графику два матча в неделю. И ничего.
Все зависит от того, насколько бережно ты к себе относишься. Я себя ощущаю как минимум на пару лет моложе. И планирую играть до тех пор, пока буду получать от этого удовольствие. Конечно, хотелось бы выступить на домашнем Евро-2012. В роттердамской "Спарте" моим партнером был 38-летний футболист. На его примере попытаюсь продлить и свое футбольное долголетие.
— Что значит — бережно относиться к своему телу? Не пить, не курить…
— Нужно различать — выпить пару бокалов вина, и это пойдет тебе на пользу, или напиваться каждый день… Очень важно правильное питание. До 26—27 лет мы едим все что угодно — и это сходит нам с рук. А потом уже приходится перестраиваться. Я уже два года не ем мясо. И это помогает. Постоянно нахожусь в одной весовой категории — 85 кг, и жировая прослойка сохраняется на том же уровне.
— От мяса тяжело было отказаться?
— Абсолютно нет, хотя раньше я был отчаянный мясоед. Конечно, когда чувствуешь запах шашлыка, тебя тянет… Но ежедневного влечения нет.
— Какое сейчас ваше любимое блюдо?
— Привлекают японская, тайская кухни. Очень люблю шоколад. Вразрез с весом это не идет. Все, что я съедаю, я сжигаю на тренировках.
— Дмитрий Михайленко, выступающий на Кипре, рассказывал, как перед матчами тренер давал игрокам таблетки. А потом разразился допинг-скандал. Вам с подобным приходилось сталкиваться?
— Нет. Тренеры в Голландии вообще не вмешиваются в медицинские дела. Таблетки, которые я постоянно использую, это витамин С, мультивитамин.
— Не часто встретишь футболиста, который так щепетильно относится к диете и фармакологии.
— В футболе нет мелочей. Есть, конечно, суперталанты, которые играют за счет своих врожденных данных. Но основная масса находится на определенном уровне. И чтобы шагнуть дальше, передвинуть свои границы, есть два пути: использование запрещенных препаратов и разрешенных. Я изучаю последние.
— За этим — будущее футбола?
— За этим и за психологией, которая все чаще будет решать исходы матчей. Взять наш поединок с "Аяксом", который нам не удавалось обыграть с 2006 года. Перед игрой в раздевалке из нас в буквальном смысле слова вышел сгусток энергии, и мы носились 90 минут как угорелые. Итог — победа 1:0.
— Какие амбиции вашего "Гронингена" на этот сезон?
— Хотим завоевать путевку в Кубок УЕФА (для этого надо занять третье-четвертое место в чемпионате, или потом заполучить ее в плей-офф с участием пятой-восьмой команд. — Авт.). На данный момент мы седьмые. Что касается других команд, то "Алкмаар" показывает сейчас солидный футбол и заслуженно лидирует. У ПСВ разлад в команде. "Аякс" потерял три важных очка в матче с нами, "Фейеноорд" вообще "отдыхает". Если "Алкмаар" так продолжит, то с хорошим отрывом выиграет чемпионат.
— Как в Голландии оценивают работу экс-тренера сборной Англии Стива Макларена, сейчас возглавляющего "Твенте"?
— В "Твенте" им довольны. Играют, как мы тут говорим, в спокойный футбол. Не пытаются атаковать, предпочитают действовать от обороны и часто, как, скажем, в матче против нас, это приносит им успех. Пока они третьи.
— С Англией уже под руководством Капелло Украина играет 1 апреля. Кто посмеется в этот день?
— Если наш коллектив будет сплоченным, то будут шансы. У англичан, конечно, сильная полузащита, один только Джеррард чего стоит, но, мне кажется, у них еще не сбалансированный состав.
— То, что матч состоится в Лондоне, будет дополнительным стимулом для Шевы и Воронина?
— По большому счету, ни один из них в Англии не заиграл. И это будет их подстегивать. Главное, чтобы эмоции не захлестнули их целиком.
— Экономический кризис как-то на себе ощутили?
— Пока нет. Мне как выплачивали зарплату в евро, так и выплачивают. Посмотрим, насколько затянется этот кризис и захотят ли спонсоры в дальнейшем вкладывать деньги в футбол. Насколько я знаю, в Украине многие уже отказываются от этого. Голландию, вероятно, это тоже затронет, но не в такой степени. Нидерланды — маленькая страна и здесь не так разбрасывались деньгами, как в Украине.
— Выступающий в Бельгии Олег Ящук рассказывал нам, что не может забрать в банке свой депозит. У вас нет таких проблем?
— Я тоже храню сбережения в трехлитровой банке… Шутка... Нет, с этим все в порядке. Голландское правительство заявило, что все вклады до определенной суммы в случае разорения банков возместит государство.
— Знаю, вы планировали организовать приют в Донецкой области. Удалось осуществить этот проект?
— Этим занимается Нико де Борст, директор нашего благотворительного фонда, с которым я познакомился пять лет назад. Он уже открыл много детских домов в Румынии, Польше. Мы купили дом в Красноармейске Донецкой области, сейчас идет его ремонт. Думаю, в ближайшем будущем там будет открыт детский приют. Также мы отремонтировали больницу в Красноармейске. Надеюсь, вскоре нам удастся организовать и приют в моем родном городе - Константиновке. Там дети сейчас играют без бутс, без мячей, как когда-то и я. Когда получалось, я привозил в Константиновку сумки с экипировкой. Но это капля в море. Встретив Нико де Борста, у меня появилась возможность помогать детям в большем объеме.
Кстати, свой благотворительный фонд есть у Йохана Кройфа. У него есть специальные искусственные поля. О том, чтобы сделать такое поле и в Донецкой области, сейчас ведем переговоры. Если получится, будет очень здорово.