Маркевич: "Есть у меня традиция – 31 декабря с друзьями ходить в баню"
Накануне всеми любимых праздников знаменитый украинский футбольный тренер Мирон Маркевич рассказал для "Взгляд. Выходной" о своей самой яркой встрече Нового года в горах, о самом запоминающемся подарке из детства, а также о святом Николае и черте, в существование которых наставник харьковского "Металлиста" искренне верил до 12 лет.
С легким паром!
"Самые запоминающиеся подарки – из моего детства. Я был счастлив, когда в 1956 году наши родственники, проживающие в США, прислали посылку из Америки, а в ней был подарок, о котором я мог только мечтать – железная дорога с паровозиком.
Есть у меня и новогодняя традиция – 31 декабря с друзьями ходить в баню. Причем легендарная советская кинокомедия "Ирония судьбы, или С легким паром" здесь ни при чем. Я любил париться в бане еще задолго до выхода фильма на экраны. Главное, чтобы в парилке не было чересчур сильно натоплено. 90 градусов – в самый раз".
Святой Николай и черт
"У нас, на Западной Украине, в годы моего детства дети больше ждали святого Николая, чем Деда Мороза. 19 декабря меня выводили на улицу, а бабушка в поле зажигала огонь – чтобы святой Николай спустился с небес и принес нам подарки. Кто-то из родни или знакомых тем временем переодевался в черта, а другой – в святого Николая. Дальше начиналось театрализованное действо. Мы возвращались в дом, затем к нам заходили черт и святой Николай. Если ребенок на протяжении года вел себя плохо, черт мог подарить розги – чтобы ребенка наказали за непослушание. По преданию, именно черт следил за непослушными детьми. Честно говоря, иногда черт мне вручал этот не самый желанный подарок – я был не очень послушным мальчиком в детстве. У отца на такое дело были припасены хорошие розги. Но чаще все же подарки мне вручал святой Николай. Помню, мать где-то доставала мандарины, для нас тогда это был предел мечтаний! Я долго верил в этих сказочных персонажей – где-то до 10-12 лет.
А вот в детском саду, а затем и в школе в преддверии Нового года к нам приходили Дед Мороз со Снегурочкой. Но мы их приход ждали не так сильно, как появление святого Николая".
12 праздничных дней
"С детства мы в семье отмечали сразу два Рождества – католическое (дед по маминой линии был поляком) и православное. Больше, конечно, православное. Вся семья собиралась за столом, все соблюдали праздничные традиции.
Сейчас же меня поздравляют с Рождеством на протяжении 12 дней. Накануне 25 декабря звонят наши игроки-легионеры, большинство из которых являются католиками – бразильцы, аргентинцы. Сербы звонят уже накануне православного Рождества – 7 января. Как я общаюсь с латиноамериканцами? За годы работы с ними уже могу понять, о чем они говорят – и на португальском, и на испанском языке. Они ведь похожи, как у нас украинский и русский.
У меня, вообще, новогодние праздники ассоциируются с чем-то светлым, ожидаешь чудес, как в детстве. Новый год плавно переходит в Рождество, которое для меня и моих близких является еще более значимым праздником. Это очень хорошие дни – нет тренировок, можно побыть дома, в семейном кругу. И чем старше становишься, тем больше дорожишь таким временем".
Супруга тренера: "После матчей Мирон засыпает лишь под утро"
Супруга наставника "Металлиста", Анна Владимировна Маркевич, рассказала для "Взгляд. Выходной" о некоторых традициях в их семье. "Если команда победила, но играла плохо, муж возвращается домой не в лучшем настроении, – утверждает Анна Маркевич. – Когда же и результат неудачный, и игра команды оставляет желать лучшего, на некоторое время супруг может даже замкнуться в себе. В таком случае я делаю все, чтобы быстрее поднять ему настроение. Я ведь бываю практически на всех матчах, тоже очень переживаю. Беру с собой валидол, иногда глотаю таблетки. По возвращению домой сначала себя успокаиваю, а затем и мужа. Когда эмоции улягутся и муж успокоится, могу его покритиковать, выразив свое мнение о прошедшем матче. А в день игры вообще не звоню Мирону – не отвлекаю его. Так у нас заведено.
Когда муж засыпает после матчей? Обычно под утро. Каждая игра для тренера – большой стресс вне зависимости от результата. Я понимаю, что для Мирона футбол – это не только работа, но и жизнь. Мне, кстати, любовь к футболу привил не муж, а отец. Я третья дочь в семье, а папа думал, что будет мальчик. В итоге относился ко мне соответствующе: брал меня с пяти лет с собой на стадион.
Я и сама был спортсменкой – серьезно занималась велоспортом, дошла до звания кандидат в мастера спорта. Работала инструктором во львовском спортивном клубе завода "Кинескоп". Но после того как вышла замуж, Мирон настоял, чтобы я стала хранительницей семейного очага. Хотя до сих пор с удовольствием катаюсь на велосипеде и смотрю трансляции "Тур де Франс". Несколько лет назад в этом французском гранд-туре успешно выступали наши Сергей Гончар и Ярослав Попович. Болела за них. Дети мне говорят: "Ну что ты, мама, по полдня эту гонку смотришь?" А мне интересно".