Украина на зимних Олимпиадах: кровавая история в Лиллехаммере
Кто, глядя на реакцию Оксаны Баюл, только что названной чемпионкой Олимпиады-1994, мог понять, что стоит за ее эмоциями? И кто мог знать цену этого "золота" – первого в истории Украины?
Жизнь Оксаны – сплошное преодоление препятствий. Когда ей было 2 года, развелись родители. Мама, учитель французского языка, хотела видеть дочку балериной – но в хореографическое училище ее не взяли, не увидели данных. Как вариант, маму устроило фигурное катание. Но увидеть успехи Оксаны ей не удалось: в 1991 году умерла от рака. Не имея ни родителей, ни бабушек-дедушек, Оксана осталась в Днепропетровске совершенно одна. Рассказывают, что одно время жила во Дворце спорта, там же и готовила себе на электрической плите.
Потом уехал в Канаду ее тренер, который в Днепропетровске пользовался влиянием и был хорошей "крышей". Перед Оксаной замаячил тупик. Возможно, она в него и попала бы, если бы не отец тренера - он попросил знаменитую одесситку Галину Змиевскую принять у себя талантливую днепропетровскую девочку. Змиевская была строгой и не увидела особых дарований у Оксаны, которая уже принимала участие в чемпионатах Союза и не поднималась в "десятку". Но Змиевская была доброй – и она приютила Оксану, причем в своей собственной квартире. Стандартной трехкомнатной. Спала Оксана в одной комнате с дочерью Змиевской.
А тренером ее был назначен один из специалистов одесской школы – Валентин Николаев. Педагогическую работу он начал с фразы: "Это у себя в Днепропетровске ты была звезда, а здесь ты –говно всмятку! Делай, что тебе говорят!" Подход подействовал: Баюл уважала прямоту и крепкое словцо. Тренер и фигуристка легко нашли общий язык. "Этот человек знает меня лучше, чем я сама", - говорила Баюл годы спустя. Союз получился удивительным: уже через год, в 1993-м, Баюл стала чемпионкой мира. Совершенно неожиданно для всех, вопреки всем прогнозам – она на таком эмоциональном подъеме откатала обе программы, что у судей просто не было другого выбора!
Так что на Олимпиаду в Лиллехаммер она ехала уже не как пустое место, а как одна из фавориток. Хотя больше ставили все-таки на тех, кто опытнее. Прошлогоднее "золото" Баюл могло ведь быть и случайным…
Короткая программа показала, что Баюл в настроении – страшная сила. Это выступление до сих пор считают одним из самых впечатляющих в истории фигурного катания. Несмотря на очевидную ошибку (касание рукой льда), судьи выставили ей очень высокие оценки. Путь к "золоту" был открыт. А потом случилась знаменитая история, о которой впоследствии не рассказал только ленивый. На разминке немка с подходящей фамилией Таня Шевченко нечаянно порезала Баюл ногу острым краем конька. Врач срочно зашил рану. Эмоциональная Оксана была на грани нервного срыва – врач постарался отвлечь ее шутками, прибаутками и анекдотами. Смешливая Баюл отвлеклась – и успокоилась. Ее больше не волновала гематома на ноге. Она собралась и вышла на лед с желанием победить, разорвать всех (в том числе, и Таню Шевченко, но главное – американку Нэнси Кэрриган, фаворитку номер один).
Баюл каталась в лучшем своем стиле, обрушила на судей лавину тройных прыжков. Но, в вихре эмоций, забыла сделать каскад. Змиевская крикнула ей об этом из-за бортика, когда произвольная программа уже близилась к концу. И Оксана в последний момент "придумала" этот каскад. Дело было сделано. Когда появились оценки, она поначалу решила, что осталась второй. Вот тогда и хлынули знаменитые слезы.
Но все окончилось, как в Голливуде. Добрый немец Ян Хоффман, один из коллегии жюри, отдал Баюл свой голос, который приберегал для Кэрриган – и это решило судьбу "золота".
16-летняя Баюл стала первым спортивным символом Украины, ее возил в этом качестве в США президент Кравчук. Там она и осталась – строить дальнейшую жизнь по новым меркам. Начиналась другая история, в которой у украинской чемпионки было гораздо больше неприятностей, чем светлых дней…
Евгений Ясенов, "Террикон"