Украина на зимних Олимпиадах. Наш первый биатлонный раз
Пути на олимпийский пьедестал неисповедимы. Иногда они начинаются с техникума механической обработки древесины.
В 1989 году Валентина Цербе окончила этот уважаемое учебное заведение в Житомире и начала работать на Прилукском мебельном комбинате контролером отдела технического контроля. Отсюда до биатлонных побед все равно далеко. Но у Валентины был какой-то необъяснимый интерес к лыжам, немного странный для жительницы Житомирщины. Она его испытывала еще со школы. И, кстати, рассказывает, что техникум выбирала по принципу наличия/отсутствия хорошей лыжной секции. А биатлон… Им Валентине предложили заниматься уже в Прилуках. Так все и началось.
После сенсационного медального финиша в Лиллехаммере знаменитая впоследствии и молодая тогда Елена Зубрилова бросила ей: "Тебе просто повезло!". Эти слова Валентина запомнила на всю жизнь. Потому что везения в ее карьере было очень мало, и хотя многое случалось почти чудом – это чудо добывалось потом и кровью. Первые ее биатлонные годы совпали с развалом Союза. Финансирование спорта тогда было хаотическим. Небольшие государственные средства направлялись спортивным обществам. Профсоюзы, за которые выступала Цербе, денег получали мало. Не хватало инвентаря, персонала. Жили в самых дешевых гостиницах. Есть готовили себе сами.
До 1994 года эта проблема все еще была актуальной. Олимпийскую "бронзу" Цербе добыла на лыжах своей подруги Нины Лемеш. Потом, уже после завоевания медали, ей срочно сунули в руки какие-то шикарные фирменные лыжи – чтобы на подиуме смотрелась, как надо.
Повезло… Ну, на самом деле, доля везения в ее "бронзе" была, конечно. Ведь изначально в этой спринтерской гонке выступать ей не полагалось. Но за пару дней до того, а "индивидуалке" Елена Петрова совершила глупую ошибку на трассе, и тренеры поставили Цербе вместо нее. Заодно, хотели попробовать ее силы перед эстафетой. Цербе стартовала десятой. Финишировала с первым временем – но позади было еще столько сильных соперниц, что надеяться на медаль было просто глупо. Но время шло, конкурентки финишировали, а Цербе оставалась первой. Вот идет на финиш Инна Шешкиль из Казахстана, видно, что опережает Цербе – но вдруг, зацепившись за палку, падает… Конечно, Цербе повезло! Но вот финишируют белоруска Светлана Парамыгина и канадка Мариам Бедар. Они быстрее Цербе… Канадка – на секунду и две десятых, белоруска – всего на десятую!
И это называется везение?
Все относительно. "В наше время не хватало лыж, смазки, не было своего массажиста, врача. Та же Мириам Бедар привезла с собой личного массажиста, муж с ней был на соревнованиях, даже собственный повар. Медаль тогда нам принесла только точная стрельба", - говорила годы спустя Цербе. В начале карьеры стрельба у нее долго не клеилась. Может быть, Лиллехаммер стал первым местом, где на стрельбище у нее все сложилось, как надо. Может быть, тоже повезло.
Премия за олимпийскую медаль была сказочная – 5 тысяч долларов. Правда, из них должны были удержать налоги – но тут свое слово сказала канадская украинская диаспора и по такому случаю компенсировала налоговые отчисления. В результаты, Цербе получила на руки ровно 5 тысяч. Такова была цена первой олимпийской медали в истории Украины.
Евгений Ясенов, "Террикон"