25 лет эмблеме ФК "Шахтер": как это было...
25 лет назад футбольный клуб "Шахтер" (он тогда, кстати, только что появился как самостоятельная бизнес-единица) обзавелся новой футбольной эмблемой, с которой прожил почти два десятилетия. Ее автором стал донецкий художник Виктор Савилов. Сегодня "Террикон" беседует с "отцом" эмблемы, вспоминая события четвертьвековой давности.
- Виктор Васильевич, о вашей победе в конкурсе на лучшую эмблему клуба писали много. О том, как проходил конкурс – почти ничего. Давайте вспомним, как все получилось…
- Получилось все просто. В один прекрасный день мне позвонил Марк Юрьевич Левицкий, известный спортивный журналист и заместитель президента клуба. Мы с ним были хорошо знакомы, он сотрудничал с газетами, расположенными в издательстве "Радянська Донетчина". Левицкий мне сообщил, что объявлен конкурс на новую эмблему футбольного клуба "Шахтер", и если у меня есть желание, я могу принять в нем участие. Желание у меня было, и я согласился.
- Кроме вас, много было участников в конкурсе?
- Не могу сказать. Уже после окончания конкурса я узнал, что один мой знакомый художник тоже представлял свой эскиз. Но это было уже после. А в процессе я не знал ни количество, ни персональный состав конкурентов.
- Вы сами – футбольный болельщик?
- Да! И особенно я завязался с футболом как раз с того времени, как случилась эта история с эмблемой. И впоследствии болел за "Шахтер" уже по-настоящему. Но вообще, с футболом в моей жизни немало связано. В молодости я сам играл – на первенство области, за шахту "Куйбышевская". И в детстве, и в юности, и в молодости – футбол был с нами постоянно. Тем более, недалеко от моего двора (я жил в Донецке на поселке Горняк) имелся стадион. Хотя, конечно, "стадион" – громко сказано. Так, поле, на котором играл весь поселок…
- Как шла работа над эмблемой?
- Да очень просто! Нарисовал несколько вариантов. Анализировал их, показывал друзьям. С самого начала исходил из идеи, которая в итоге и определила композицию. Там ведь какой замысел? Плоскость футбольного поля пересекает мяч, деля его на две половины. Верхняя половина представлена в виде обыкновенного мяча, а нижняя – черная, она должна была символизировать наши подземные богатства. Это отражало специфику нашего угольного региона и неразрывную связь местного футбола с шахтами.
- А какие были другие варианты?
- Честно говоря, уже не смогу их описать, не вспомню. Но они были близки к тому, который стал окончательным. Я сразу зацепился за эту идею – пересечь полем мяч. И все варианты крутились вокруг этого.
- Как шел конкурс?
- Для меня, никакой интриги в этом не было. Свой окончательный вариант я отнес в офис футбольного клуба "Шахтер". Оставил его Марку Юрьевичу, который пообещал сообщить о результатах конкурса. Ну, и через некоторое время последовал звонок от него с известием о моей победе. И говорит: "Приезжай за премией!". Я приехал, мне вручили какую-то сумму – по-моему, 200 рублей, неплохие деньги по тем временам. А моя эмблема начала жить своей жизнью.
- Кстати, ее же впоследствии несколько раз дорабатывали. Раскрашивали по-разному… Вы имели к этому отношение?
- Нет. Меня в известность об этом не ставили, я только наблюдал со стороны за этими изменениями. Могли бы меня попросить – я бы тоже это сделал бы. Но, видимо, в клубе рассудили, что это чисто дизайнерская работа, и обращаться к автору не стали, обошлись своими силами.
- Если честно – вам самому она нравилась? И нравится ли сейчас?
- Тогда я был совершенно ею доволен. Сейчас, когда есть уже новая эмблема "Шахтера", вижу всю простоту своего варианта. Новая эмблема, конечно, лучше, она более монументальна, более информативна (чего в ней только нет – и данные о дате основания клуба, и стилизованная подкова "на счастье", и пламя). Хорошая работа! В моей эмблеме была только одна идея. И обратите внимание: сразу после того, как у "Шахтера" появилась новая эмблема, команда резко улучшила качество выступлений, стала завоевывать больше трофеев – и украинских, и европейских. Не знаю, случилось ли это оттого, что появилась новая эмблема… Может, и связано. Но, конечно, она лучше, чем моя, это факт! Там все на месте. Сразу видно, что делали специалисты.
- То есть, досады вы не испытывали, когда вашу эмблему заменили на нее?
- Ну, поначалу было, конечно, такое ощущение. Но постепенно я от него избавился. Спокойно посмотрел, проанализировал все плюсы и минусы – и пришел к объективному выводу. Кстати, приятно, что во время презентации новой эмблемы (она проходила в драматическом театре) обо мне не забыли, даже вызвали на сцену.
- У вас есть какие-то особые ощущения, связанные с сопричастностью к истории "Шахтера"?
- Я горжусь этим! Я рад, что мой эскиз находится в клубном музее. Я его специально сделал по их просьбе. Они посчитали, что для музея нужен именно авторский экземпляр. Теперь он – рядом с другими важными экспонатами из истории клуба.
- Виктор Васильевич, вы – художник с долгой и успешной биографией. Занимает ли, по вашему мнению, эмблема ФК "Шахтер" какое-то особенное место в вашем творческом наследии?
- Знаете, я ведь в основном – газетный и журнальный художник-карикатурист, иллюстратор. Если я и делал какие-то эмблемы, то незначительные и немного. Поэтому в общий, так сказать, ряд моих работ ее поставить сложно. Она стоит особняком. Можно сказать, исключение. Но это очень приятное исключение – и, повторю еще раз, повод для гордости!
Интервью взял Евгений Ясенов, "Террикон"