Вирт: "Нужно было постоянно доказывать, что я достоин быть футболистом "Шахтера"
Сегодня, 4 мая, исполняется 40 лет знаменитому вратарю "Шахтера" 1990–2000-х годов Юрию Вирту.
– Юрий Николаевич, давай выстроим наш разговор, так сказать, от обратного: начнем с нынешних времен. Чем сейчас занимаешься?
– Работаю ассистентом главного тренера молодежного состава донецкого "Металлурга". Помогаю Сергею Шищенко.
– А с вратарями работаешь?
– Сейчас нет.
– Почему? Ведь обычно бывшие вратари становятся тренерами по своей специализации.
– Первый год по окончании карьеры работал с вратарями в "Металлурге" U-19. Потом увидел себя в ином качестве. Есть большое желание, думаю и возможности, реализоваться шире. Руководство клуба предложило поработать помощником главного тренера дубля. С удовольствием согласился.
– Каким был переход на тренерскую стезю?
– В 2012 году закончил с карьерой футболиста. В принципе, я к этому готовился, понимал, что рано или поздно придется повесить бутсы на гвоздь, как говорится. Меня пригласили в "Металлург". Конечно, дал согласие. За свою богатую футбольную биографию много перевидел, хотелось передать свой опыт, знания молодым ребятам. И потом, "Металлург" не чужая для меня команда. Немало лет здесь отыграл. Поэтому остался в Донецке.
– Отматываем машину времени по хронологии назад. С 2007 по 2012 год – выступления за "Шахтер". Сыграл не так много. Больше тренировался. Тяжкое это дело для вратаря – понимать, что ты в глубоком запасе?
– Когда возвращался в "Шахтер" – осознавал, куда иду. В команде были молодые хорошие вратари. Мне дали понять, что я буду на подмене на случай, не дай Бог, травм, дисквалификаций. Когда тебя приглашают в такой коллектив, как "Шахтер", отказываться нельзя. Это великая команда. И я даже не мечтал о таком повороте в судьбе.
– Но психологически все равно трудно? Играть-то хочется.
– Безусловно. Но все было справедливо. В команде прекрасные перспективные вратари: Андрей Пятов, Богдан Шуст, Рустам Худжамов. Их вызывали в сборную страны. Мне нужно было постоянно держать себя в форме, чтобы в нужный момент выйти и отыграть на уровне.
– Наверное, в некотором смысле был примером для ребят на тренировках? Не в твоем ведь характере отбывать номер.
– О характере верно. А еще нужно было постоянно доказывать, что я достоин быть футболистом "Шахтера". Старался ребятам подсказывать. Им надо было расти. У всех, можно сказать, футбольная жизнь еще впереди. В общем, помогал, чем мог.
– Возвращаемся еще лет на пять. Был донецкий "Металлург", потом "Борисфен", опять "Металлург". Чем для тебя стал этот период?
– Так сложилось, что в 2002 году "Шахтер" выставил меня на трансфер. Естественно, нужна была игровая практика. В то время в "Металлург" пришли новые руководители, которые ставили перед командой целью завоевание третьего места. Поэтому с радостью туда перешел. Кстати, так получилось, что бронзовые медали нашего состава, завоеванные почти десять лет назад, пока что последние в истории "металлургов". Будем надеяться, что нынешнее поколение сможет восполнить этот пробел. Между прочим, у нас тогда подобралась очень хорошая команда. Приятно, что я был в ее обойме. Кстати, был период, когда я на три месяца вынужденно перешел в "Борисфен", где показал хорошую игру. И сразу меня вернули обратно. Порой, бывает, надо сделать шаг назад, чтобы потом два вперед.
– Можно подробней об уходе из "Шахтера" в 2002 году?
– Во время медосмотра диагностировали туберкулез. Сами понимаете, что болезнь, несовместимая с занятиями спортом. Принимал какие-то гормональные таблетки. За три месяца поправился на 15 килограммов. После окончания лечения много работал. Сгонять вес было очень тяжело: организм перенасыщен химией. Месяца через два привел себя в порядок. Если любишь футбол, то руки ни в коем случае опускать не будешь. Тем более у меня была поддержка "Шахтера". Звонили тренеры, ободряли. И Валерий Яремченко, и Владимир Гаврилов, тренер вратарей. Знал, что вылечусь и буду дальше радовать болельщиков. А пока не выздоровел, оставался игроком "Шахтера".
– Ты уроженец Львова. Как в твою судьбу вошел Донецк?
– В 1997 году пригласили в "Металлург". Для меня в профессиональном отношении это был шаг вперед. Шесть лет играл в командах Первой лиги, и тут приглашение из "вышки". Принял его с большим воодушевлением. Хотелось испытать себя на высоком уровне. О чем не жалею. Собиралась новая команда, было интересно. Через два года стал футболистом "Шахтера", с которым выиграл чемпионат страны, дважды – Кубок Украины. Наш состав дебютировал в Лиге чемпионов.
– Можно сказать, что твой звездный час – выступления за "Шахтер" в 2000–2001 годах?
– Уверен, у нас была звездная команда. Впервые "Шахтер" играл в Лиге чемпионов. Хоть соперники были и очень серьезные – "Арсенал", "Лацио", – но и мы показали, что чего-то стоим на их фоне. Конечно, выжимали из себя все, что могли. Не обходилось без легкого волнения. Это и понятно. А когда вкатились в турнир, увидели: можно играть и побеждать тех же грандов. Думаю, с того выступления во многом "Шахтер" начал расти и продолжил этот путь, победив в Кубке УЕФА. Сегодня команда постоянно и весьма уверенно выступает в Лиге чемпионов.
– Юрий Николаевич, тебе довелось играть с разными центральными защитниками. С кем было наиболее комфортно, кого хотел бы выделить?
– Выделю двоих. В "Шахтере" это Сергей Попов, в "Металлурге" – Вячеслав Чечер. На мой взгляд, они составили бы идеальную пару центральных защитников.
– Не совсем футбольный вопрос: что тебе в людях импонирует, что вызывает отторжение?
– Для меня важно, чтобы человек говорил правду. Во всем и всегда. Чтобы не лгал, остальное можно простить.