Юрий Юрис: "Луческу - находка для журналистов"
16 мая исполнилось 10 лет, как Мирча Луческу возглавляет "Шахтер". Сегодня своими впечатлениями о Мистере делится известный донецкий журналист.
– Юрий Исакович, вы застали работу многих тренеров "Шахтера". Чем примечателен среди них Луческу?
– Как сказано задолго до нас, всякое сравнение хромает. Поэтому мне не хотелось бы сравнивать тренеров, работавших в "Шахтере" в разное время, – с их багажом знаний и навыков, порой в несопоставимых условиях. Что касается Луческу – он ярко выраженный апологет атакующего футбола, в котором результат и зрелище просто обязаны шагать в ногу. И этим он отличается от большинства своих предшественников в донецком клубе.
– Вы вместе работали над книгой "Моя шахтерская история". Чем удивил вас Мистер?
– О работе с Мирчей над книгой могу повторить уже когда-то сказанное: это был подарок судьбы. Поскольку мы были знакомы не один год, ничем особенным он не удивил. Нестандартность же ситуации заключалась в том, что запись будущей книги на диктофон шла в синхронном переводе с румынского на русский в исполнении Александра Спиридона, которого тоже справедливо считать соавтором. Каждый сеанс проходил в кабинете главного тренера на базе "Кирша". Только два заключительных состоялись на сборе "Шахтера" в Анталье. Длились такие встречи минут 45–50, и за это время Луческу полностью выкладывался, как на тренировке.
– За счет чего Луческу удалось добиться с "Шахтером" столь громких успехов?
– Все профессиональные и человеческие достоинства Луческу, обеспечившие ему успешную карьеру в "Шахтере", непросто перечислить сразу, навскидку. Вот наиболее очевидные, на мой взгляд: колоссальный тренерский опыт, тяга к самосовершенствованию, высокая востребованность, стимулирующая творчество и желание оставаться в хорошей форме, завидное умение работать с молодыми бразильскими игроками, которые становятся в "Шахтере" под опекой Луческу звездами первой величины.
– Как бы вы охарактеризовали его стиль общения с журналистами?
– Мистер – находка для журналистов. Первое интервью я взял у Луческу 18 мая 2004 года, сразу после его "инаугурации" на пост главного тренера. Добровольно выступавший в роли переводчика агент ФИФА Аркадий Запорожану, с которым мы были давно знакомы, предупредил: "Если Мирча начнет говорить – его не остановишь". Беседовали в кабинете Прокопенко. Виктор Евгеньевич оставил нас, а потом, время от времени возникая в дверном проеме, напоминал, что в итальянском ресторане заказан обед и я отвечу по всей строгости закона, если наш румынский гость упадет в голодный обморок. О предостережении Запорожану Прокопенко, разумеется, не знал… Далеко не каждый тренер относится к прессе с таким уважением, как Луческу. Он всегда открыт и доброжелателен в общении, ибо считает СМИ неотъемлемой частью дела, которому служит.