Семен Альтман: "Для меня Марк Левицкий был и отцом, и другом, и учителем"
Заслуженный тренер Украины Семен Альтман делится воспоминаниями о маэстро спортивной журналистики Марке Левицком, который умер 26 мая на 85-м году жизни.
- За день до его смерти мы говорили по телефону. Я позвонил Левицкому: "Марк Юрьевич, я не могу не слышать ваш голос". Он тяжело отвечал: "Мне очень плохо, я уже вызвал внука из Германии. Вам сообщат". - "Ну зачем вы так?" - "Мне тяжело жить. Я ухожу". Он всё прекрасно понимал.
На следующий день позвонил его внук Леша: "Полчаса назад дедушка умер в больнице Калинина в отделении урологии". У него был рак. Он долго с ним боролся… Как и все мы, он очень хотел жить. Марк Юрьевич - невероятно жизнелюбивый человек. Любил жизнь, людей. В последние годы своей жизни он пережил трагедию - после смерти его супруги в автокатастрофе погибла единственная дочь. Прекрасная эрудированная женщина, умница, врач, кандидат наук - в родителей. Супруга Марка Юрьевича Нелли Николаевна - тоже врач, известная личность в медицине. Он мужественно старался пережить потери самых близких…
Когда уходят такие люди, как Левицкий, это очень больно. В нем было столько энергии, столько жизни, столько юмора - просто аура доброжелательности. Он здорово шутил. Как говорит моя супруга, шутки Марк Юрича были всегда на грани фола, но он никогда не переходил эту грань. Общаться с ним было одно удовольствие. Для меня он был и отцом, и другом, и учителем. Недаром Прокопенко всегда шутил, что я внебрачный сын Левицкого.
Помню, мы всегда много спорили. Благодаря ему я многому научился, в частности общению с журналистами. Он ругал меня, когда я, разгоряченный, резко отвечал корреспондентам на пресс-конференциях. Раньше мы созванивались почти каждый день. После игр моих команд всегда подолгу разговаривали. Он очень критически относился к моим командам и тем самым много мне помогал.
- Когда вы виделись в последний раз?
- Когда я тренировал "Таврию" и мы приехали играть с "Шахтером" в Донецк. А последнее крупное мероприятие, где мы были вместе - его 80-летний юбилей.
Левицкий сам его вел - и все слушали с открытым ртом! Присутствовало человек сто. Очень запомнилась теплая атмосфера, которую Марк Юрьевич создал на своем
празднике.
- Когда и как вы познакомились?
- Заочно мы знали друг друга давно. Мимо меня не могли пройти его репортажи, он в свою очередь знал всех футболистов и тренеров. Познакомились мы в 1997 году, когда я с "Зимбру" приехал играть матч Кубка кубков с "Шахтером". На пресс-конференции мы разговорились. С того дня и завязалась наша дружба.
Когда я работал в Донецке, он помогал "Металлургу" в становлении, сотрудничал с нашей пресс-службой. Я предлагал ему перейти в клуб, но он не хотел бросать газету "Команда", в которой работал долгое время.
Офис Левицкого находился в гостинице "Украина". Там всегда было многолюдно - приходили футбольные тренеры, гандбольные, теннисные. Однажды он позвонил мне: "Приходите, я хочу вас познакомить с одним товарищем". Так лет 13 назад я познакомился с Валерием Александровичем Трутневым, с которым мы впоследствии создали нашу компьютерную программу.
Левицкий часто присутствовал на тренировках моих команд - мне важно было его мнение, его видение. Марк Юрьевич не был конъюнктурной личностью, он хорошо общался со всеми, никогда ни с кем не конфликтовал. Да, некоторые злились на него, но он был объективен и никому не прислуживал. Имел свое твердое мнение, всегда его высказывал, при этом не навязывая. Этим он был хорош. Всегда говорил: "Я так думаю". Этого в свое время от журналистов добивался Лобановский, который призывал: "Пишите что угодно, только указывайте, что это конкретно ваше мнение". Ведь есть критика, а есть критиканство. Так вот, Левицкий всегда обоснованно критиковал и писал, как бы стоило сделать, по его мнению. При этом он избегал оскорблений и не ущемлял ничье достоинство.
Он не скрывал: у него были любимые игроки. Как-то, ведя прямой репортаж, Марк Юрьевич обратился к Шищенко: "Сереженька, ну куда же ты пробил?" Я, к слову, поощрял это и не говорил: "Не захваливайте их". Наоборот, его похвала придавала уверенность футболистам. Не буду таить: любую журналистскую работу я уже давно меряю по Левицкому. Для меня он - эталон и образец.
- Вы говорите, Марк Юрьевич много шутил. Как он шутил о вас?
- Мы когда встречались, всегда шли в ресторан есть рыбу - я страшно люблю рыбные блюда. И если, например, их не было в меню, то Левицкий говорил: "Ну ничего, он всегда найдет рыбу дома". Всё дело в том, что фамилия моей супруги Окунь.
- Как журналист сумел завоевать такой авторитет у футбольных людей?
- Он в спорте не случайный человек. Серьезно играл в теннис, на любительском уровне в футбол. То, что он подмечал в футболе, немногие видели. Жизненный опыт, человеческая мудрость - этим он выделялся. Между прочим, по профессии он горный инженер, долгое время жил в Москве. Но Донецк, "Шахтер" - вот его жизнь.
В один прекрасный день он сообщил мне: "Мне предложили возглавить департамент по связям с общественностью ФК "Шахтер", то есть стать вице-президентом". Я ответил: "Такие предложения поступают не каждый день". На тот момент ему было достаточно лет, но Ринат Леонидович не обращал на это внимания: "Мозги не ржавеют". И трудился Марк Юрич действительно на совесть. А вскоре он издал потрясающую книгу: "С "Шахтером" навсегда!", где раскрыл множество интересных эпизодов своей жизни.
Григорий Зайдман, журнал "Футбол"