Михел следит за ЦСКА
Вчера московские армейцы провели двусторонний матч на поле Лужников, где в субботу им предстоит разыграть Суперкубок России с "Рубином".
Над лужниковской поляной в студеном небе дрались вороны. До выхода ЦСКА оставалось минут пять. Спрятавшись от стужи в холле, заметил грустного темнокожего человека: уперся носом в стекло, всматривается в пустоту трибун. В полумраке запросто можно было принять его за Чиди Одиа. Однако на мое негромкое "Чи-и-ди" незнакомец не отозвался.
В Лужниках "минус два" - какие-то особенные "минус два". Чуть поодаль от поля заметил опрокинутые горшки с искусственными цветами. Лишняя черточка к унылому пейзажу. Впрочем, и "Сантьяго Бернабеу" в марте - не ах...
Игнашевичу с Красичем, вышедшим из подтрибунного тепла первыми, все нипочем. Шли, перешучиваясь. Следом пристроился тот самый парень, принятый за Одиа. Лже-нигериец оказался приятелем Карвалью. Хорошо, на поле за ним не последовал. Самого Карвалью, кстати, нынче не узнать. Во-первых, исхудал. Не до уровня блокадника, но заметно. Во-вторых, на потеху всему ЦСКА выкрасил голову в рыжий цвет. Видал я бразильцев-блондинов, но рыжего - впервые. Зико шел к полю одним из последних. С улыбкой в пол-лица. Здоровался первым, опережая поздравления со вчерашним днем рождения.
Не успел я окончательно примерзнуть к синтетике бывшего стадиона имени Ленина, как появился человек со знакомым-презнакомым лицом. Гадал недолго - батюшки, да это же Любош Михел! Бывший судья, ныне работающий в "Шахтере". Серьезно подошел Донецк к Кубку УЕФА: наблюдателей присылает - да каких уважаемых людей. Армейский штаб перемещения Михела отслеживал отчего-то немного настороженно.
- А может, Любош, вы и Суперкубок наш отсудите? - поинтересовался я.
- Нет, я - все, - развел Михел руки в стороны, будто объявляя об окончании матча.
Кто-то сообщил вполголоса, что одним Михелом в качестве наблюдателя дело не ограничилось. Неподалеку был замечен гость из лихих 90-х, Валерий Овчинников. Он же - знаменитый Борман, бывший тренер нижегородского "Локомотива". Кого и для кого просматривал здесь он - осталось маленькой тайной. Придавшей шарма промозглому дню.
Двоих-троих участников тренировки не в силах были распознать даже приближенные к ЦСКА. Корреспонденту оставалось гадать - либо добрал Зико молодежь для двусторонки наугад, либо кого-то и впрямь разглядел в дубле. Решив, что молодежная команда - тоже в "золотой обертке".
Начал бразилец с легкой перепасовки, собрав всю команду в центре поля. Все громкое в этот день говорилось по-португальски. Русский звучал, может, и величаво - но далеко не могуче. Тихонечко.
До кого долго не доходил мяч, тот подрагивал от холода. Наверняка мерз и Зико - если, конечно, преодолел искушение надеть два спортивных костюма разом. На тренировках Газзаева смех был редким, здесь его не слышалось вовсе. В добрейшем расположении духа пребывал разве только Паулу Пайшау, тренер по физподготовке. Хмурым небом его не испугаешь. Задорно кивнул мне, сидевшему под навесом, да пошел дальше, насвистывая что-то латинское.
Травмированный Евгений Алдонин сосредоточенно наматывал круги вдоль поля в компании человека, похожего на Игнашевича, но оказавшегося юным Власовым. Пара его попыток оторваться от бывалого Алдонина закончились полным повалом - темп бывший капитан сборной держал хоть куда. Приведя лично меня в восхищение: десять минут прошло, пятнадцать, сорок - а Алдонин все бежал и бежал! Я не Зико, но и Власову готов предсказать большущее будущее. Хотя бы за то, что не отстал.
На дальней лужниковской раздевалке еще висела табличка - "Астон Вилла". На тренерских скамейках болталась эмблема Кубка УЕФА. Возможно, все это должно было армейцев взбодрить накануне "Рубина". Добрая память об англичанах и их тренере Мартине О'Ниле, которого на московской пресс-конференции заставил оцепенеть вопрос простой и хороший: "Знаете ли, что вы похожи на постаревшего Гарри Поттера?" Британские журналисты корчились от хохота.
Зико тем временем выдумал что-то затейливое с мячом. Очень-очень бразильское. Футболисты обводили фишки в странных забегах. Кто-то с непривычки припадал на ногу. Валерий Георгиевич, подумалось, такими фокусами не злоупотреблял...
Игрокам основного состава Зико выдал салатовые манишки. "Основных" оказалось почему-то десять. В ком-то бразилец не уверен. Впрочем, большого ума не надо было, чтоб домыслить: Алдонина в игре с "Рубином" заменит Шемберас.
Переводчик Максим Головлев окрепшим со времен Газзаева голосом доводил до народа соображения Зико: "Осторожно, не нанесите травмы! Хорошо провести тренировку - очень важно!" Заставив вспомнить чудесную фразу тренера Йожефа Сабо, сказанную кому-то из киевских игроков: "Ты хорош, когда ты хорош..."
Двусторонка началась весело. Василия Березуцкого Зико призывал не робеть с проходами, Вагнера - двигаться. Жирков на бровке, забыв обо всем, жестко сходился уже с настоящим Одиа. Кто-то звонко напутствовал Чиди:
- С ним, рысь!
Я вгляделся - Одиа и впрямь был удивительно похож на рысь. Не щадил чужих ног в подкатах, забыв завет Зико. Вскоре Жирков от такого конфликта хорошего с отличным стал прихрамывать. Нигерийцу же - хоть бы что. Успевал даже укорять на бегу молодого Рыжова - без малейшего акцента: "Отдал бы давно!"
Команда играла, а набегавшийся вхолостую Алдонин печально чеканил мяч. Так, кажется, и не дав ему опуститься на синтетическую бровку. Вполне можно было подойти с диктофоном - Евгений, не отрываясь от упражнений, говорил бы и говорил...
Вратарь армейцев номер два, 20-летний Евгений Помазан, творил в воротах чудеса. Шутя вытаскивал из "девятки" мяч после удара Красича. Интересно, товарищу Зико объяснили, что в этой команде именно Акинфеев - великий и неприкасаемый?
На угловой в штрафную непробиваемого Помазана сбегались все защитники. Оставляя на подстраховке в центре поля одинокого Шембераса.
Любимцем Зико стал, судя по всему, Рахимич. Переживающий двадцатую молодость и с годами все сильнее смахивающий на артиста Филиппова. Пройдет, подумалось, лет пять, Зико расстанется с ЦСКА, а Рахимич все еще будет играющим и напористым.
Пока обо всем этом думалось, бедняга Рахимич схватился за ногу. Казалось, ерунда - уже хватались в этот день и Жирков, и Щенников, - но Рахимич на поле так и не вернулся. А его место и салатовую манишку словно знамя подхватил Рамон.
Голкипер номер два продолжал летать из угла в угол.
- Как вам Помазан? - подошел к корреспондентам "СЭ" тренер вратарей Вячеслав Чанов. - Славный мальчишка.
Помазан, оправдывая надежды, вытащил из ворот уже побывавший там мяч.
- Если быстро выгреб - гола нет, - сориентировался Чанов. - Помню, здесь же в 85-м году я за сборную СССР против венгров играл, так мяч на метр в ворота закатился. Пока судья бежал, я выгрести успел - и ничего, 1:0 мы выиграли. Федя Черенков под конец забил...
Юрий ГОЛЫШАК из Лужников