Игор Дуляй: "В этом году все получилось"
Игор Дуляй подписал контракт с "Шахтером" практически одновременно с Мирчей Луческу. Он прошел с командой весь путь к тому, чтобы совершить прорыв в еврокубках, который мы наблюдаем этой весной. "Салон" расспросил Игора о том, как "горняки" шли к нынешним вершинам, а также о многом другом.
Беседа происходила 10 апреля, и мы, поздравив Игора с победой "Шахтера" над "Марселем" в первом матче 1/4 Кубка УЕФА, начали с вопроса о его самочувствии. Напомним, серб не смог сыграть в той встрече из-за травмы.
- Игор, как здоровье, травма не беспокоит?
- Два дня тренируюсь спокойно. Надеюсь, что буду готов на 100% к ответной игре с "Марселем". Это будет зависеть от ближайших тренировок. Уверен, что все будет нормально. (В итоге Дуляй восстановился гораздо быстрее - отыграл весь матч чемпионата Украины с киевским "Арсеналом" - ред.)
"В этом году все получилось"
- Игор, в этом году "Шахтер" совершил большой прорыв в Кубке УЕФА. И, судя по всему, это последний сезон "горняков" под руководством Мирчи Луческу. Это совпадение или закономерность?
- Луческу работает последний год?
- Ну в этом все уверены почему-то.
- Я игрок. И я, и все остальные игроки, мы не думаем об этом. Луческу - наш тренер. С ним мы добились очень хороших результатов, в том числе в еврокубках слава богу. Что касается чемпионата Украины... Да, мы не можем быть довольны своим текущим положение, но это бывает. Главное, чтобы мы в итоге выполнили нашу задачу: улучшили наш результат в Кубке УЕФА в этом году и заняли в чемпионате Украины вторую позицию, что позволит нам в следующем году играть в Лиге чемпионов.
- Немного перефразирую. То, что Луческу так долго работает с "Шахтером", и каждый год что-то в Кубке УЕФА что-то немножко не получалось. Это сыграло свою роль? Появился опыт еврокубковых игр, стабильность результатов?
- Я здесь уже пять лет. У нас есть игроки, которым по 19-20 лет. И многие из них пришли в "Шахтер" и сразу же стали играть в еврокубках. Несколько лет назад нам не хватало опыта, а последние несколько сезонов - и удачи. А в этом году все получилось. И удача была на нашей стороне, опыт появился. Сейчас очень важно пройти "Марсель". "Шахтер" движется к своей цели шаг за шагом.
- Луческу сказал, что победитель пары "Шахтер" - "Марсель" будет играть в финале Кубка УЕФА. Согласны с таким мнением?
- Дай Бог чтобы так было.
- Кто из потенциальных финалистов Кубка УЕФА наиболее силен?
- Думаю, самая сильная команда среди тех клубов, которые не сыграют с "Шахтером" до финала - у "Вердера". А также киевское "Динамо" очень хорошо себя показало в этом сезоне в еврокубках. У них тоже есть хорошая возможность пройти дальше.
"Хотелось бы закончить карьеру в "Шахтере"
- Игор, в ваших достижениях есть некая "магия чисел". У вас три победы в чемпионате Сербии в составе "Партизана", и три победы в украинском чемпионате. А также - по два "серебра" вы завоевали с этими командами. С какими цифрами вы бы хотели подойти к завершению карьеры?
- Конечно, чтобы было как можно больше побед. До "Шахтера" я играл в команде, где все - руководство, болельщики - ждали от нас трофеев. Чтобы мы выигрывали и чемпионат, и кубок Сербии. Чтобы всегда играли в еврокубках. И когда я пришел в "Шахтер" - перед командой стояли точно такие же задачи. Я люблю такие задачи. Каждый хочет играть в команде, которая стремится завоевывать трофеи - все равно, кубок это страны, чемпионат Украины, еврокубки. Дай Бог, чтобы к концу карьеры у меня было еще больше трофеев.
- Недавно довелось увидеть фотографии с дерби "Партизан" - "Црвена Звезда". Там фанаты буквально подожгли стадион...
- У нас чуть-чуть не хватает воспитания или культуры. Главное, сейчас принять закон об ответственности за такие вещи. Когда начнут штрафовать болельщиков, тогда в Сербии все будет намного лучше.
- Вопрос, который интересен сейчас всем. О кризисе. Финансовый кризис в Сербии как-то отличается от того, что мы видим в Украине?
- Вы знаете, когда я жил в Сербии, у нас кризис... Многие люди говорили, что мы еще не вышли из кризиса. У нас была война, было эмбарго. Люди привыкли к кризису. Тяжело об этом рассуждать. Там моя семья, мои товарищи. Конечно, это все тяжело, но если сравнить с тем, что было в стране 10 лет назад, то могу сказать, что жизнь в Сербии стала гораздо лучше.
- Кстати, слышал, ваш брат реализовывает проект - открытие детской футбольной школы. Как это начинание поживает, кризис не отразился?
- Нет, с июля проект стартует. У него сейчас экзамены - чтобы получить лицензию профессионального тренера. Когда он ее получит, сразу начнется работа детской школы. Там будут заниматься ребята от 10 до 15 лет.
- Помогаете брату? Насколько активное участие в этом проекте принимаете?
- Конечно. Подготовил там футбольное поле, раздевалки, мячи закупил. Все, что нужно, делаю.
- А у вас лично нет подобных задумок?
- Нет, сейчас я думаю только о футболе. У меня еще на два года контракт с "Шахтером", а там посмотрим.
- Хотите остаться в Донецке на больший срок, чем два года?
- Если будет такая возможность, то хотелось бы закончить карьеру в "Шахтере". Но пока рано об этом говорить.
- А сколько планируете играть?
- Не знаю... Дай Бог, чтобы было поменьше травм. Я считаю, что можно играть до 35-36 лет. Главное, знать, когда уйти из футбола. Чтобы не мучить ни себя, ни других. Когда я почувствую, что достиг своего максимума, тогда я закончу.
- А затем?..
- Не знаю, честно, не знаю. Конечно, это немного плохо, потому что уже пора бы определиться, чем заниматься после окончания карьеры, но у меня есть еще немного времени.
- У многих ваших партнеров по команде и товарищей по сборной есть свой бизнес. Не зовут вас поучаствовать?
- Есть такие разговоры, но я хочу быть сосредоточенным на футболе. Это отвлекает.
- Вы - образец профессионала. Всегда таким были?
- Это начиналось еще с детства. Воспитание родителей, затем в академии "Партизана" была большая дисциплина. Человек, он если по жизни так воспитан, он будет и в спорте профессионалом.
"Маттеус тоже гулял"
- Вы играли за "Партизан", когда эту команду тренировал Лотар Маттеус, когда в Сербию приехали играть либо вернулись многие звездные игроки: Альберт Надь, Тарибо Уэст, Ивица Краль. Как игралось в такой команде? Много ли это вам дало в плане опыта?
- Конечно. Тогда пришли такие люди, как Тарибо Уэст, другие, которые поиграли в Европе, а затем вернулись в "Партизан". Они нам очень помогли. И в жизни, и как нам смотреть на будущее. И на футбольном поле, конечно. Они нам были как старшие братья. Мы с огромным уважением относились к ним, а они уважали нас, хотя мы были намного моложе.
- А сейчас в "Шахтере" не выступаете в роли наставника для кого-либо из молодых игроков? За чью карьеру больше всего переживаете?
- Здесь очень много молодых игроков. И вы сами понимаете, что каждый футболист хочет играть. Но есть только 11 человек, которых можно поставить в состав. Хорошо, что Мистер постоянно меняет состав, и у каждого игрока есть возможность показать себя, набраться опыта на поле. А если у футболиста нет возможности играть в "Шахтере", то ему нужно найти команду, где можно добиться прогресса.
Например, Дима Чигринский. Он ушел в аренду в запорожский "Металлург", много там играл, обрел уверенность в своих силах, получил игровую практику, и сейчас показывает очень внушительный прогресс. И есть очень много таких игроков в "Шахтере", не только Чигринский.
- Лотар Маттеус как тренер. Что вы можете о нем рассказать?
- Он такой человек, который никогда не будет интересоваться твоей жизнью за пределами поля. Но на тренировке ты должен выкладываться максимально. Я помню эти разговоры. Он говорил: "Ребята, нет проблем, если я вас увижу на дискотеке в четыре утра". Он, кстати, тоже гулял. "Но на тренировку вы должны приезжать первыми". И он тоже был первым на тренировке. И это давало результат. Работа есть работа, а жизнь - это жизнь.
"Вопрос в количестве"
- В сербском футболе на данный момент можете выделить игрока, который скоро станет звездой мирового масштаба?
- Когда я играл в Сербии, в "Партизане" было один-два легионера. А сейчас в "Црвене Звезде" и "Партизане" больше иностранцев, чем наших игроков.
- Лимита на легионеров в чемпионате Сербии сейчас нет?
- Пока нет. Разговоры ведутся, но пока не ввели. Но, тем не менее, в Сербии есть много очень хороших игроков. Например, Тошич и Ляйич. Они подписали контракты с "Манчестер Юнайтед", это уже о многом говорит.
- А к лимиту на легионеров вы как относитесь? В Украине, Сербии, в целом, в Европе?
- Не знаю... Каждая страна хочет защищать своих игроков. Я не против легионеров, но только если они действительно помогают. Все зависит от их количества. Есть много примеров, когда приходят игроки из-за границы и многому учат местных футболистов. Такой великий клуб, такая большая команда, как "Шахтер", ставит задачу успешно играть в еврокубках. И я уверен, что без помощи иностранцев этого добиться практически невозможно.
Но я согласен с тем, что в Украине есть много хороших игроков. Главное, чтобы они, попав в "Шахтер" или "Динамо", не сказали себе: "Я всего добился в жизни, подписал контракт и все". У них должна быть цель в жизни, а не просто подписать контракт и на этом остановиться. За последние пять лет я увидел очень много хороших украинских игроков.
- Есть еще в Украине проблема со стадионами. Точнее, с клубами, которым финансирование не позволяет соответствовать всем нормам украинской Премьер-лиги...
- Я просто футболист. Если бы я знал, как решить эту проблему, я бы был министром спорта, например. Но я верю, что у всех украинских команд будут хорошие стадионы и все остальное. Главное, что в этой стране любят футбол. У "Шахтера" скоро будет готов новый стадион, запорожский "Металлург" построил хороший стадион, "Днепр" тоже, сейчас "Металлист" к ним подтягивается. Это прогресс, это очень хорошо. Другие команды, которые увидели пример "Шахтера", Запорожья и прочих, будут к этому стремиться.
"Звоню родным каждый час"
- Украинской политикой не интересуетесь?
- Я знаю то, что мне нужно знать. Политика - не для футболиста. Я почувствовал, что политика может сделать в семье, между товарищами, между братьями... Нет, только футбол, только спорт, и никакой политики.
- Семья ваша еще в Сербии? Не забрали сюда дочь и жену?
- Да, еще в Сербии.
- Очень скучаете?
- Да, конечно, очень тяжело. У нас такая работа - постоянно в поездках. Но это наш выбор. Нужно что-то приносить в жертву.
- На телефонные разговоры сколько времени тратите?
- Ой, я постоянно звоню всем. Сильно переживаю за всех. Каждый час звоню, спрашиваю, как папа, мама, брат, сестра, товарищи. Обо всех беспокоюсь. Потому что я здесь, а они там, сами понимаете.