Сербский селекционер Динамо: Вида влюбился в Киев - хочет купить тут жилье
Сербский тренер-селекционер "Динамо" Берислав Станоевич рассказал о завещании Лобановского, успехах Саблича в Хорватии и желании Вукоевича осесть в Вене, а также об отказе Гавранчича от президентского кресла ради детской мечты.
- Берислав, как вам удалось уговорить Лобановского взять вас на работу в "Динамо"?
- В августе 2000-го киевляне играли в квалификации ЛЧ с "Црвеной Звездой". Я на тот момент уже полгода, как жил в Киеве, и меня попросили помочь в сопровождении сербской делегации. А после окончания игры я улучил момент и обратился к Лобановскому с просьбой подучиться у него. На родине я играл за скромный клуб, но закончил из-за травмы. А потом закончил в Белграде тренерскую школу, которая считается одной из лучших в Европе. Так что было желание развиваться как наставник. Лобановский с удивлением посмотрел на меня и сказал, что многие тренеры обращались к нему с просьбой посмотреть тренировки "Динамо", но получали отказ. Но наставник сказал, что с большим уважением относится к югославскому футболу и предложил мне место тренера-селекционера. Президент клуба Суркис тоже поддержал эту идею. Я сразу же согласился, потому что для меня это большая честь – работать в великом клубе, рядом с великим тренером.
- Первыми, кого вы привезли в Киев, были сербы Гавранчич и Кулич. Горан оставил яркий след в "Динамо", а Зоран вскоре вернулся домой.
- Я был так расстроен, когда Кулич не подошел клубу, что несколько дней прятался от Лобановского. Думал, он меня выгонит за неудачный трансфер. И вдруг тренер меня вызывает к себе. Думаю, все, вот и финиш, – надо вещи собирать. Поговорили с ним по душам, и Лобановский говорит: "Не расстраивайся из-за неудачи. Работай, подыскивай игроков. Если привезешь 10 человек, и среди них хотя бы один "выстрелит" так же, как Гавранчич, это будет хорошим результатом".
- В последующие годы по вашим рекомендациям в "Динамо" появились Леко, Саблич, Нинкович, Вукоевич, Кранчар, Попов... Практически все они заиграли в основе, но были и неудачные переходы – Огненович, Маркович.
- Ни один тренер-селекционер мира не может дать 100-процентную гарантию, что рекомендованный им футболист заиграет. Вроде по всем параметрам подходит, но в итоге что-то не получается. И все же думаю, что удачных находок для "Динамо" было больше. Мы с Андреем Бибой, который в службе селекции также ведет балканское направление, не сидим сложа руки.
- В это межсезонье "Динамо" пополнил игрок сборной Сербии Петрович. Вы за ним тоже долго наблюдали. Как думаете, он сможет усилить команду Реброва?
- Надеюсь, Радосав не окажется лишним. Он успешно играл в "Партизане", потом в Англии и Турции, около полусотни матчей за сборную сыграл. Ему всего 26, и он еще может прогрессировать. Думаю, Петрович усилит конкуренцию на позиции опорника, а еще он может в центре обороны сыграть. К тому же он пришел в "Динамо" свободным агентом, так что клубу не пришлось платить миллионные компенсации. Теперь все от Радосава зависит.
- До переезда в "Динамо" тот же Гавранчич был никому не известным игроком первой лиги Сербии, который получал в месяц 500 евро и ездил на крохотной малолитражке, в которую едва помещался. И вдруг он стал богатым человеком в Киеве... Тяжело не сломаться в такой ситуации?
- Да, он в первые дни ходил по Киеву с открытым ртом. Я ему показывал центр города, базу, стадион... Горан говорил, что даже подумать не мог, что Киев настолько красив, а в клубе организовано все по лучшим стандартам. Я ему советовал тогда, чтобы все лишнее он отбросил в сторону и думал только о том, чтобы попасть в основной состав. И он прислушался, а ведь тогда в центре обороны играли Головко, Ващук, Федоров. Но Горан много трудился и сумел выиграть конкуренцию. Увы, не все игроки понимают, в какой клуб они попали и что они тут должны землю грызть. Некоторые, не буду называть фамилии, больше думали не о работе, а о том, как будут расслабляться после нее. Так что мне приходилось еще и психологом быть, объясняя молодежи, что нагуляться они еще успеют, а вот шанса заиграть в большом клубе больше может и не быть.
- Кроме поиска игроков на Балканах, вам потом еще приходится опекать их в Киеве. Тяжело?
- Это часть моей работы. Когда я везу игрока в Украину, в аэропорт его приезжают провожать родные. И родители футболистов часто говорят мне: "Мы доверяем вам своего ребенка, вы теперь отвечаете за него". Я их понимаю. У самого две дочери. Поэтому в первые дни пребывания новобранцев в Киеве мне буквально за руку приходится их везде водить, все показывать и знакомить с клубом и его сотрудниками. Также помогаю им искать жилье и учить русский язык. В первую очередь обучаю их футбольной терминологии, чтобы они понимали установки тренера и подсказки партнеров. К счастью, игроки из бывшей Югославии быстро адаптируются в Киеве. Менталитет похож, язык... Тот же Петрович, пробыв несколько дней в Киеве, уже многое понимает. Говорит пока плохо на русском, но думаю, к зиме уже заметно улучшит свои познания.
- Вы остаетесь на связи с игроками, которых порекомендовали, и после их ухода из "Динамо". Как у них идут дела?
- Гавранчич учился на тренера, но потом переключился на другое направление – работает архитектором в фирме. Ему нравится, он об этом с детства мечтал, но выучиться на архитектора смог только после окончания футбольной карьеры. Ему предлагали стать президентом клуба "Чукарички", но Горан отказался. У Нинковича закончился контракт с "Эвианом", и он может переехать в Австралию – ему там предлагают хороший контракт на два года. Леко играл в "Локомотиве" из Загреба, а теперь его зовут в США. Он пока в раздумьях. А Саблич привел команду 19-летних игроков "Сплита" к званию чемпионов Хорватии. Это серьезный успех и для скромного клуба, который даже в родном городе всегда будет в тени "Хайдука", и для самого Горана. Он очень хороший тренер, и может добиться больших успехов. Вукоевич из нескольких предложений выбрал "Аустрию" из Вены. И до Загреба недалеко, и город очень красивый. Даже размышляет о том, чтобы купить квартиру в Вене и остаться там жить. Скажу вам, что все ребята без исключения очень переживают из-за событий в Украине. Постоянно расспрашивают меня об этом и каждый разговор заканчивают словами: "Дай Бог мира Украине". Югославия тоже прошла войну, от которой до сих пор не может отойти, хотя прошло уже 20 лет с лишним. Вида, как и его предшественники с Балкан, тоже влюбился в "Динамо" и Киев. Даже планирует тут жилье покупать.
- Читал, что Гавранчич в последнее время зачастил в известный сербский монастырь... У него какие-то неприятности?
- Слава богу, нет. Возможно, это связано с религиозными традициями в его семье, ведь дедушка Горана был православным священником. Кстати, Гавранчич и Нинкович, когда играли в Киеве, часто ходили в Киево-Печерскую лавру и даже подружились с сербскими парнями, которые учились там в духовной семинарии. И на родину Горан и Милош часто на подарки везли красивые иконы.
- Недавно юношеская сборная Сербии стала чемпионом мира, обыграв в финале бразильцев. В этой команде есть игроки, которые могут быть интересны "Динамо"?
- Конечно, за некоторыми из них мы пристально следим. Уже через год никого из этой команды в Сербии не будет – всех продадут за рубеж. Это большая проблема, так как многие наши талантливые парни очень рано уезжают из страны. Из-за этого не всем удается раскрыть свой талант, закалки не хватает.
- У вас есть ПРО-диплом УЕФА, на который вы сдали уже в Киеве. Зачем селекционеру "корочка" тренера?
- Возможно, однажды придется и главным тренером поработать. Есть пару предложений из Сербии. Незадолго до смерти Лобановский сказал мне: "Берислав, было бы интересно, если бы ты все знания, которые получил в "Динамо", применил в югославском футболе. У вас же столько талантов!". Я пообещал ему, что однажды так и сделаю. Поэтому накапливаю и тренерские знания, пригодятся. Но пока уходить из "Динамо" не планирую, на меня рассчитывают – и я не могу подвести людей. Слышал, кстати, что в Киеве собираются одной из улиц присвоить имя Лобановского. Правильное решение, и удивительно, почему до сих пор не назвали. Ведь это самое малое, что может дать город своему великому уроженцу. Когда я в Югославии рассказывал, что общаюсь с самим Лобановским, мне не сразу верили. Все равно что я бы рассказывал о контакте с инопланетянином. И говорили потом: "Тебе очень повезло с начальником".