Как Харьков подсидел Днепропетровск или кому выгоден выбор УЕФА
До решения УЕФА никем не оспаривались притязания Днепропетровска на проведение матчей Евро-2012. Тем более что это единственный город, где уже готов стадион под футбольный чемпионат. Однако харьковское лобби, публично боровшееся со Львовом, на самом деле сумело подсидеть днепропетровцев.
ЕВРО-2012 КАК ТЕСТ НА ПАТРИОТИЗМ
Слухи о непременной утрате Украиной права на проведение Евро-2012 начали муссироваться сразу после эпохального решения УЕФА в Кардиффе в апреле 2007 года, которым, собственно, хозяевами чемпионата Европы по футболу и был определен польско-украинский тандем. И хотя сама эта тема была привнесена извне (особо отличилась в этом плане немецкая пресса, «прогнозировавшая» перенос турнира в Германию), в Украине нашлись желающие развить идею «критической неспособности проведения Евро украинской стороной».
В какой-то момент оптимисты оказались в явном меньшинстве, несмотря на то что у них был железный аргумент — до сих пор не было ни одного прецедента переноса футбольного форума. Но пессимистично настроенное большинство в каком-то мазохистском запале утверждало, что Украина в этом деле (то есть в вопросе лишения евротурнира) станет первой, так как принять столь грандиозное мероприятие нашей стране не по зубам.
Любые доводы, что, мол, инфраструктура Мексики до сих пор оставляет желать лучшего, но это не помешало этой стране дважды (в 1970 и 1986 годах) стать хозяйкой мундиаля (турнира организационно априори более сложного, чем Евро), даже не принимались во внимание. А некоторые вообще так увлеклись «ожиданием украинского позора», что даже были расстроены позитивным для Украины решением УЕФА.
Если же сравнить метания украинской общественности в вопросе Евро-2012 с аналогичными процессами в Польше, то сама возможность утраты страной евротурнира никогда не воспринималась польским общественным мнением всерьез.
Да, польская пресса писала о возможной замене Украины Германией, но без потерь для Польши. Именно поляки стали раздувать слухи о якобы запланированном нарушении паритета 4:4 между украинскими и польскими городами-хозяевами, однако допускали эту асимметрию лишь в польскую сторону.
И когда стало понятно, что паритет нарушен не будет, польские СМИ стали писать о «польско-польской войне», то есть об исключительно внутрипольской составляющей состязания между городами — претендентами на проведение Евро.
ПОЛЬСКАЯ СТОРОНА МЕДАЛИ
То, что Украина оказалась лучше подготовленной к Евро-2012, чем Польша, признали сами поляки, в то время как для многих украинцев это стало чуть ли не сенсацией.
Просто в Украине слишком зациклились на проблеме «дураков и дорог», а вот заметное опережение нашей страны в деле развертывания современной спортивной инфраструктуры (что оказалось главным критерием для УЕФА при окончательном определении городов — хозяев будущего чемпионата Европы по футболу в Польше) постоянно отходило на второй план.
Темпы сооружения польских стадионов к Евро не идут ни в какое сравнение с украинскими темпами — открытие большинства арен в Польше запланировано на 2011 год, в лучшем случае к концу 2009 года (а скорее всего, уже в следующем) будет завершена реконструкция первого польского стадиона в Познани.
Кстати, именно благодаря ударным, по польским меркам, темпам строительства познанской арены столица Великопольского воеводства победила в борьбе за проведение Евро, к примеру, столицу Малопольши Краков.
В последнее время именно Краков вышел в лидеры по самопиару и стал реальной угрозой не только для Познани, но и Гданьска с Вроцлавом. И это при том, что на краковском стадионе «Висла» начали закладывать фундамент под трибуны менее месяца назад.
Впрочем, и в Гданьске, и во Вроцлаве ситуация еще хуже — подписание официального соглашения с застройщиком спортивной арены в столице Поморского воеводства состоялось всего лишь в середине апреля, а вроцлавская эпопея по определению строительной фирмы для сооружения стадиона вообще закончилась судебным разбирательством.
В апреле Окружной суд Вроцлава вынес окончательное решение в споре двух групп компаний, которые боролись за право строить в городе стадион к Евро-2012, но не исключено, что проигравший судебный процесс консорциум обжалует это решение в кассационном порядке.
Кстати, по сообщениям польской прессы, интересы Гданьска и Вроцлава лоббировались на самом высоком уровне — якобы выбором УЕФА в его пользу балтийский порт обязан стараниям премьера Польши Дональда Туска, а Вроцлав, победивший Хожув во «внутрисилезском соревновании», — «силовому» вице-премьеру Гжегожу Схетине.
Но как бы то ни было, в результате все польские города, определенные изначально как основные, так ими и остались, а резервные из резерва не вышли.
Что касается Варшавы, то ее статус хозяйки Евро-2012 никто и никогда под сомнение не ставил, несмотря на все инфраструктурные проблемы польской столицы. И если в Киеве обещают достроить «Олимпийский» к концу следующего года, то Национальный стадион в Варшаве застройщик пообещал сдать не ранее мая 2011-го. При этом уже фактически известно, что вторая линия варшавского метро, одна из станций которой должна была быть возле Национального стадиона, к чемпионату Европы построена так и не будет.
ЛЬВОВСКИЙ ОТВЛЕКАЮЩИЙ МАНЕВР
Уже больше года активно ходили слухи, что львовян лишат права на прием чемпионата. Нарисовался и главный конкурент Львова — Харьков, проведение мероприятий Евро-12 в котором взялся активно продвигать президент ФК «Металлист» Александр Ярославский. Не без его стараний с невероятной скоростью раскручивался основной информационный посыл — Харьков готов к Евро, а Львов — нет. Однако эта информационная война на поверку оказалась отвлекающим маневром, и Харьков отобрал Евро у Днепропетровска.
Последствия этого решения УЕФА очень скоро на себе почувствует прежде всего днепропетровский градоначальник Иван Куличенко, который планировал сделать Евро-2012 главной «фишкой» своей избирательной кампании.
Об этом свидетельствует то, что Иван Иванович не уставал напоминать, как ему чуть ли не в одиночку, без поддержки Киева, приходится вести Днепропетровск к Евро-2012.
Смогут ли теперь эти разговоры оправдать Куличенко, сказать сложно, но то, что местные критики обвинят градоначальника в неумении использовать 100%-ный шанс, можно не сомневаться.
Рикошетом потеря Днепропетровском Евро может задеть и Юлию Тимошенко, которую оппоненты, несомненно, упрекнут в отсутствии любви к своей малой родине и нежелании на своем высоком посту защищать ее интересы (в отличие от польского коллеги).
Однако что бы ни говорил Куличенко о своих заслугах, главной опорой Днепропетровска в борьбе за Евро был Игорь Коломойский, построивший евростадион.
Следует отметить, что Игорю Валерьевичу проведение футбольного чемпионата Европы в Днепропетровске хоть и не мешало, но, судя по всему, и не было ключевым в его стратегических бизнес-планах. Во всяком случае, в отличие от Рината Ахметова и тем более Ярославского, он совершенно не пиарился на этой теме.
Что касается экономических дивидендов от Евро, то группа «Приват» их получит и от проведения матчей европейского первенства во Львове.
Напомним, что Львовщина наряду с Днепропетровской и Ивано-Франковской областями занимает ключевое место в «приватовской» бизнес-империи. Кстати, именно Коломойский первым предложил Львову помочь с проектом стадиона.
Выгодно проведение Евро во Львове и Ринату Ахметову, который в последнее время активно интересуется столицей Галичины. Еще в прошлом году между львовской мэрией и ахметовским фондом «Эффективное управление» было подписано соглашение о том, что специалисты фонда разработают детальный план экономического развития Львова.
Львовский голова Андрей Садовый даже собрался сделать из главы «Эффективного управления» Наталии Изосимовой почетного гражданина Львова.
По некоторым данным, неспроста на столицу Галичины наехал близкий к Ахметову депутат-«регионал» Валерий Коновалюк, который обратился к УЕФА с просьбой лишить Львов Евро, так как там не чтят память борцов с фашизмом.
Сам же Ахметов горячо открестился от письма Коновалюка через Анну Герман, которая заявила, что и Ринат Леонидович, и Борис Колесников, и вообще ПР горячо поддерживают Львов в его борьбе за Евро, а что касается письма некомпетентного в футбольных вопросах Коновалюка, то во фракции к нему серьезно не относятся.
Однако без согласия Ахметова Коновалюк вряд ли решился бы на такую самодеятельность.
Поэтому, вероятно, Ринат Леонидович с помощью Коновалюка попытался предоставить Андрею Садовому еще одну формальную отмазку на случай, если у Львова таки забрали бы Евро.
Впрочем, вряд ли это помогло бы Андрею Садовому, который только теперь может вздохнуть с облегчением. Правда, пока полностью открыт вопрос с финансированием строительства стадиона. И здесь Андрей Иванович вряд ли сможет взять соответствующий кредит.
Судя по всему, он будет просить денег у Кабмина, обвиняя последний в жадности, тем самым подыгрывая оппонентам Тимошенко.
И уж точно грандиозную победу может праздновать Александр Ярославский, который, без преувеличения, исключительно на собственных плечах, притащил Евро в Харьков.
Впрочем, Александр Владиленович достиг этого не только благодаря эффективному пиару и капитальным вложениям в харьковскую инфраструктуру. Видимо, его проекты были поддержаны на уровне облгосадминистрации и ФФУ — губернатор Арсен Аваков вхож и в семью Президента, и в Кабмин, а вице-губернатор Сергей Стороженко является первым вице-президентом ФФУ. Однако кто бы ни помогал Ярославскому в реализации его планов, теперь именно он в ближайшие три года будет в Харькове персоной номер один. И не исключено, что он, только своим авторитетом, попробует вмешаться в предвыборную гонку харьковского градоначальника. А это уже серьезнейший звоночек Михаилу Добкину.
ЗЕМЛЯ В МАКЕЕВКЕ, НЕРАЗБЕРИХА В КИЕВЕ
В ряду «еврогородов» Киев стоит особняком. Признание неготовности столицы приравнивалось бы к лишению Украины права на проведение чемпионата. Таким образом, у Киева практически не было шансов потерять Евро.
Однако даже стопроцентно прогнозированное признание готовности украинской столицы к приему футбольного форума не остановит политические «разборки» относительно поиска «друзей и врагов» Евро-2012.
Поскольку работы по реконструкции столичного НСК «Олимпийский», а его подготовка к финальному матчу Евро и была главным условием УЕФА, полностью лежат на плечах центральных органов власти, в число столичных «друзей игры миллионов» попадает широкий спектр высоких должностных лиц. Пиариться на удачной подготовке Киева к Евро могут и премьер Юлия Тимошенко (правда, она этим не слишком увлекается), и вице-премьер Иван Васюник, и министр по делам семьи, молодежи и спорта Юрий Павленко, и глава бюро по подготовке Евро Илья Шевляк. Даже «Киевгорстрой», получивший подряд на реконструкцию НСК «Олимпийский», не только улучшит свое финансовое положение, но и получит имиджевые плюсы.
При этом активно светившийся в скандале вокруг ТРЦ «Троицкий» киевский градоначальник Леонид Черновецкий на данный момент оказался вытесненным из процесса подготовки к мероприятию. Впрочем, Леонид Михайлович и его команда (главным образом, его «зам по Евро» Евгений Червоненко) могут быть против воли вновь вовлечены в этот процесс в качестве "козлов отпущения".
Выбор Донецка в качестве места проведения чемпионата тоже не стал неожиданностью, но окончательное положительное решение УЕФА дает уже формальные основания гордиться собой отцам Евро в столице Донбасса.
Главным футбольным триумфатором становится Ринат Ахметов, который собственными силами уже практически построил стадион, пригодный для проведения Евро.
Несомненные дивиденды от решения УЕФА получает и донецкий градоначальник Александр Лукьянченко.
«Добро» от УЕФА также активизирует дискуссию о необходимости присоединения части Червоногвардейского района соседней Макеевки. Эта территория с 80 тысячами жителей примыкает непосредственно к стадиону «Донбасс Арена».
Вследствие этой операции Донецк не только вернет себе статус города-миллионика и полагающиеся государственные преференции, но и получит право на застройку престижной территории поблизости от нового стадиона.
Таким образом, мэр Донецка получит политические дивиденды, а Ахметов — экономические.
ГУРВИЦУ ВСЕ РАВНО
В Одессе, изначально рассматривавшейся как резервный город, то есть без особых шансов на Евро, тем не менее бодро заявляли о том, что все равно будут активно готовиться к тендеру УЕФА. Однако уже на начальном этапе подготовка стала тормозиться из-за конфликта между одесским мэром Эдуардом Гурвицем и собственником ФК «Черноморец» нардепом от ПР Леонидом Климовым, жившими до этого душа в душу.
Ключевым в противостоянии стал вопрос реконструкции главного стадиона Одессы в парке Шевченко. Климов предложил за свой счет провести все работы, но в обмен на это мэрия должна передать спортивную арену с частью парковой земли в его собственность. В мэрии были не против передачи самого стадиона, но без прилегающего участка. Кроме того, Гурвиц загорелся идеей строительства в депрессивном районе Одессы Лузановке нового стадиона и всей соответствующей инфраструктуры. К этому проекту Климова допускать не предполагали, на него у Гурвица имеются другие инвесторы, и, соответственно, почетный президент ФК «Черноморец» стал называть идеи мэра фантастическим прожектом.
Только год назад — в апреле прошлого года — размолвку между Гурвицем и Климовым удалось замять: ФК «Черноморец» занимается реконструкцией стадиона, который и получит потом в собственность, правда, без каких-либо довесков, а мэрия сама занимается лузановским проектом.
Однако пока в Одессе искали компромисс, время было упущено, реконструкция главной арены началась поздно, а строительство нового стадиона и вовсе заглохло на этапе проектирования. Решение УЕФА могло бы стать ударом для Гурвица и Климова, если бы они всерьез рассчитывали на проведение Евро, однако в отличие от Харькова в Одессе, видимо, никто особо и не гнался за евротурниром (ни для кого не секрет, что Эдуард Гурвиц все поставил на реконструкцию дорог, а не на спортивные состязания). Зато под шумок Евро Климов фактически обзавелся стадионом, а Гурвиц протащил лузановский проект.
Что касается, пролета с Евро, то отцы города для поддержания своего имиджа всегда могут напомнить, что хотя они и сделали все возможное, но с самого начала в Киеве не рассматривали Одессу как серьезного претендента и совершенно ей не помогали.