Олег Блохин: "Удерживать себя от соблазнов было непросто"
Интервью "Труду" дал самый знаменитый в прошлом футболист на территории постсоветского пространства Олег Блохин, которому близок не только украинский, но и российский футбол.
"В футбол играю с дочками"
- В какой мере ваши неудачи в ФК "Москва" были связаны с тем, что вы не сумели найти общий язык с большой группой аргентинцев?
- Среди аргентинских легионеров встречаются самые разные люди. Как и среди русских футболистов. Например, с Эктором Бракамонте у меня сложились нормальные профессиональные отношения. Прежде всего потому, что он сам к этому стремился. Это касается и языка. Для того чтобы участвовать в разборе игры или установке на матч, он в достаточной мере знает русский язык. Ведь ни один переводчик не сможет точно донести слова тренера до игроков.
- Другие аргентинцы не хотели учить русский?
- К сожалению. Ведь нежелание учить язык является не только неуважением к партнерам и стране вообще, но и серьезной помехой в работе. Это я ощутил в Австрии, пока не освоил немецкий. Потом в Греции, пока не выучил греческий. У меня ни там, ни там даже не было преподавателя - сам осваивал. Первые полгода на пресс-конференциях пользовался услугами переводчика. А с игроками на их родном языке я старался говорить чуть ли не с самого начала пребывания в команде. Будь моя воля, на месте владельцев клубов я непременно ставил бы в контракте и пункт об обязательном изучении языка на определенном уровне к определенному времени.
- Скажите, а когда вы в последний раз играли в футбол?
- Да вот на днях. Но это я играл с дочками. А когда со взрослыми дядьками играл, уже трудно вспомнить. (Смеется.) В качестве физкультуры предпочитаю волейбол, теннис. А на футбольное поле выходил в прошлом тысячелетии. Хотя нет, два года назад Андрей Шевченко организовал в Киеве благотворительный матч, сборы с которого пошли на строительство детской больницы. Но для участия в подобных поединках тренироваться необязательно. Это был благотворительный матч, в котором я играл всего-то минут десять с небольшим. А в матчах ветеранов я не участвую. Сейчас неинтересно. Вот в начале 90-х мы очень азартно рубились со спартаковцами. Но тогда я был помоложе. А сейчас, наверное, чрезмерно наелся футболом за много лет.
"Половина моих корней - в Москве"
- А правда, что ваш отец родился в Москве?
- Да, и он сам, и его семь братьев и сестер - уроженцы Москвы, провели там детские и юношеские годы. Это уже военное училище он заканчивал в Харькове, а после войны работал в Киеве. Со своими московскими сестрами и братьями отец поддерживал дружбу, пока был молодым, часто к ним ездил. Помню, и меня с собой брал на зимние каникулы. В Кремлевский дворец съездов водил, на Красную площадь. Но когда я повзрослел, то сам с московскими родственниками уже реже встречался. Да, в Москву были частые поездки, но кратковременные. Ведь это были выезды с командой на календарные матчи чемпионата СССР. Ну а когда работал в "Москве", то загруженность запредельная была. Так что ни разу московских родственников не навестил.
- В одной статье прочитал, что вы в школе были отличником.
- Нет, это не соответствует истине. Откуда вы это взяли? Из интернета? Впрочем, я сам раньше много любопытного узнавал еще из советской печати, а сейчас из интернета. Двоечником, и даже просто отстающим, в школе я не был, но и отличником тоже. Средненько учился по сравнению с теми, кто не занимался футболом. Да и разве можно учиться на отлично, так много времени уделяя футболу? Особенно в старших классах. Но по сравнению с будущими профессиональными футболистами я учился получше.
- А верно ли то, что Олега Блохина приняли в футбольную школу потому, что его папа был спортивным начальником?
- Мне это было в свое время тоже забавно прочитать. Это чепуха какая-то. Что папа был спортивным начальником, я не отрицаю. Более того, именно он отвел меня в футбольную школу, и с директором этой школы он к тому моменту был хорошо знаком. А когда заметил, что я действительно не обделен способностями к футболу, то стал ко мне требовательнее относиться. Требовал, чтобы я не просто гонял мяч, когда того душа пожелает, а тренировался усердно и дисциплинированно. Отец меня в 7 часов утра поднимал и заставлял делать с ним зарядку, которая, по сути, была первой тренировкой. Сам он был спортивным человеком, всегда вел здоровый образ жизни.
"Женский футбол мне не нравится"
- Вы к своим дочкам сейчас так же относитесь?
- Они в теннисной школе тренируются довольно напряженно. Хотя Ане всего восемь лет, а Кате - семь. И мне просто жалко нагружать их дополнительно. Но я доволен их отношением к делу, их первыми успехами. Специалисты тенниса, которые с ними уже два года занимаются, работают добротно.
- Пока вы работали с "Москвой", они в Москве жили?
- Нет, жена их ко мне привозила, но только во время школьных каникул. Они жили в Киеве и тренировались там же. Жена приезжала в Москву чаще.
- Она к спорту имела отношение?
- Нет, она спортом никогда не занималась. (Первая жена Блохина Ирина Дерюгина - многократная чемпионка мира по художественной гимнастике. - "Труд".)
- Кто она по профессии?
- На данный момент - только жена. До того в какой-либо профессии не успела долго поработать. Я даже не знаю, кто она по образованию. Точно могу сказать: футболом начала интересоваться только после того, как вышла за меня замуж.
- Если ваши дочки бросят теннис и всерьез займутся футболом, возражать не будете?
- Мне женский футбол не очень нравится. Для меня он лишь немного лучше, чем женский бокс или женская тяжелая атлетика: Однако, если девочки сами захотят, я им препятствовать не буду. Агитировать за футбол тоже не стану, несмотря мою громадную любовь к этому виду спорта. Пусть они сами выбирают занятие по душе. Но буду требовать, чтобы относились к делу серьезно. При необходимости даже в чем-то помогу. Например, младшей дочке Кате таэквондо не понравилось, и мы с женой не стали настаивать на том, чтобы она продолжала заниматься. Спорт ни в коем случае не должен идти из-под палки. Я дочерей вообще никогда не заставляю. Например, не хотят кушать - не кушают.
"Приходилось удерживать себя от многих соблазнов"
- Можно утверждать, что вы своих сверстников превосходили прежде всего в трудолюбии?
- Талант для успеха футболисту необходим, особенно форварду. Но когда компоненты природной одаренности у двух спортсменов примерно одного уровня, вступают в силу другие факторы. В том числе трудолюбие. В одной статье прочитал про себя: Блохин отказывался от всех радостей жизни ради спорта. Ради объективности замечу: в годы моей юности гораздо меньше было развлечений, чем сейчас. Но и в те времена приходилось удерживать себя от многих соблазнов, и это порой давалось непросто. Много талантливых ребят не состоялись в большом футболе именно потому, что не смогли перед этими соблазнами устоять.
- Писали, что футболист Блохин перед каждой игрой любил жаловаться на свои болячки, а потом выходил и голы забивал.
- Бывало по-разному. Иногда, конечно, травмы сильно беспокоили, но приходилось играть через не хочу и через не могу. Но сейчас вспоминаю, что разговоры перед матчем с врачами иногда были для меня хорошим средством настроя. Врачи, как правило, умелые психологи, да и вообще умные и интересные люди. С особой теплотой вспоминаю докторов сборной СССР Савелия Мышалова и Олега Соколова. Беседы с ними являлись своеобразной предматчевой подготовкой.
- В свое время от защитников-костоломов вы сильно пострадали?
- Не без этого. Но основная причина моих травм в другом: интенсивная работа в состоянии переутомления. Организм не выдерживал. Такое случается и в современном футболе. Другая причина травм у нынешних футболистов - нападающим не хватает скорости. Они не могут избежать столкновений с защитниками. Против меня соперники часто играли грубо, но я лишь один раз надолго выбыл из строя. Самая болезненная травма у меня случилась, когда в матче "Динамо" - "Мальме" шведский защитник сделал мне подкат в опорную ногу. Но я бы не стал утверждать, что швед намеренно вывел меня из игры. Просто настрой на игру у него превысил собственные технические возможности. Так тоже бывает.
- А из вратарей против кого было сложнее играть?
- Когда я начал выступать за киевское "Динамо", манера вратарей поменялась. В большей мере они стали выполнять и некоторые функции полевых игроков, а не только стоять в створе ворот. Я всеми вратарями своей эпохи доволен. Потому что всем известным голкиперам я исправно забивал. Но по объективным показателям из зарубежных вратарей в первую очередь выделил бы немца Зеппа Майера. И советская школа вратарей была очень добротная, ценилась во всем мире. Отмечу, конечно, Рината Дасаева. На уровне сборных, к счастью, мы с ним играли в одной команде. Ну и, конечно, Виктор Чанов. Он и до сих пор в матчах ветеранов великолепно играет. Я уж не знаю, каким образом ему удается сохранять такую форму.
"Помню все свои достижения"
- С кем из футболистов своего поколения вы дружите?
- Кого-то персонально не стал бы выделять. Наши встречи сильно ограничены условиями работы каждого из нас. В Москве с большим удовольствием встречаюсь с Ринатом Дасаевым, Юрой Гавриловым, многими другими. А мой бывший соперник, торпедовец Саша Полукаров, со мной работал в команде.
- Вы - пятикратный обладатель приза нашей газеты как лучший бомбардир чемпионата. Где у вас хранятся трофеи?
- Да, я помню свои достижения: Но в 70-х годах трофеев не было - только объявляли имя лауреата, и все.
- А ваш рекорд в Клубе Федотова кто-то сможет побить?
- Среди ныне играющих я таковых не вижу. Для этого надо стабильно забивать больше 20 мячей много сезонов подряд. Вы таких форвардов знаете?
- Но на Украине еще учредили Клуб Блохина.
- Там Андрей Шевченко, говорят, уже обогнал меня. Или близок к тому. Я сам статистику не веду и не знаю нюансов системы подсчета. Но Андрей ведь продолжает играть и еще будет пополнять свой счет. Он еще может выдать на-гора пару успешных сезонов.
- Говорят, что футболистам другие виды спорта вообще неинтересны. Вы в этом плане не исключение?
- Я с детства интересовался всеми видами спорта. Когда есть возможность, с удовольствием смотрю баскетбол, хоккей, теннис, даже борьбу. Но всегда отдавал предпочтение легкой атлетике. За крупнейшими событиями "королевы спорта" я по возможности слежу. И на Олимпиаде в Пекине кроме футбола особенно тщательно следил именно за легкой атлетикой. Три потрясающих победы спринтера Болта и стали для меня главным событием Пекина. Конечно, впечатлил и медальный рекорд пловца Фелпса, но у Болта в этом плане возможности ограничены по сравнению с пловцами.