За кулисами "Шахтера": жены, дети и связной
"Сегодня-Спорт" попросил рассказать о своей работе массажиста, администратора, "связного" с УЕФА, а также жен футболистов "Шахтера".
Всем, кто видел победу "Шахтера" в финале Кубка УЕФА, наверняка запомнились кадры с автором победного гола Жадсоном, идущим по полю со своим сыном Матеушем, и дочерью Алексея Гая, которой вешает на шею медаль самолично Платини! "Сегодня" пообщалась с мамами обоих ребятишек.
"На стадионе в Стамбуле сын вначале немного перепугался — так много незнакомых людей вокруг, но потом на руках у Жадсона успокоился, — говорит Рената, супруга бразильского игрока. — А вообще, я стараюсь смотреть все матчи с участием мужа. Матеуш тоже постоянно вертится перед телевизором. Уже узнает папу, тычет в экран пальчиком: "Папа!"
Он вообще у нас привык ложиться поздно, поэтому часто бывает на тех мероприятиях, где участвует муж. Вот, например, в воскресенье Жадсон давал интервью на телевидении, и мы с Матеушем в это позднее время тоже находились в студии, правда, за кадром. У нас дома есть несколько маленьких мячиков, которые Жадсон любит попинать вместе с Матеушем. Но говорить о том, что в семье растет еще один футболист, пока рано".
"ЭТО МОЯ МЕДАЛЬ!". А у Алексея и Катерины Гай — две девочки: "Софийка, конечно, еще маленькая, а вот Маша уже все воспринимает, — говорит Катерина. — Была с нами на стадионе, потом вместе с Лешей участвовала в церемонии награждения. Может, она еще и не понимает всей значимости этого события, но чувствовала атмосферу, царящую там, видела наши переживания и понимала, что это очень важно для ее родителей".
"Шумные места ребенок переносит достаточно спокойно, Маша летает с нами на важные матчи с самого раннего детства. Единственная проблема — позднее время игры. Обычно в 10 часов вечера она уже ложится спать. Но дочь все очень стойко перенесла, только в дополнительное время, в последние три-четыре минуты, она начала капризничать: "Мама, я хочу спать". Я ее упросила: "Зайчик, ну потерпи, уже немного осталось. Сейчас будет самое интересное". А потом, когда после финального свистка папа взял ее на руки и понес с собой на поле, уже не было никакого сна — такие эмоции! Платини повесил ей на шею Лешину медаль, и теперь она считает эту медаль своей. Младшая дочь София хочет тоже с наградой поиграть, а Маша не дает: "Это моя медаль! Мне ее подарили". Мы с Лешей смеемся: "Одной медали мало. Чтобы драки не было, нужно срочно завоевывать вторую".
"В Донецк мы вернулись на пару часов раньше команды, — рассказывает Катерина Гай. — Маша за это время успела сделать для папы открытку-аппликацию — цветы, сердце, надпись "С победой", и как только Леша приехал домой, она ему сразу свое произведение подарила".
"Футбольные задатки есть у обеих дочерей, — считает мама. — Для младшей мячик, так вообще — любимая забава, только и буцает его. Причем она левша, как Лешин брат Антон, тоже футболист. А Маша серьезно увлеклась фигурным катанием, ходит в детскую секцию в ледовый дворец "Лидер". Тренер ее хвалит, говорит, что технически очень грамотно и правильно все у нее получается. Ну, дочь спортсмена, как могло быть иначе?"
"НОМЕР СЕМЬ, НО НЕ ТОТ!"
Cергей Бурлака, заместитель генерального секретаря ФК "Шахтер", контактное лицо УЕФА. В клубе 12-й год.
— Контактное лицо УЕФА — это функция, возлагаемая на время участия в еврокубках, — объясняет Сергей. — Мои номера есть у чиновников УЕФА, и по ходу сезона не должны меняться. Средства связи всегда должны быть при мне, могут позвонить в любое время по любым вопросам.
В мои обязанности входит и избегать недоразумений, как случилось, например, перед ответным полуфиналом с "Динамо", когда желтую карточку, полученную в первом матче "семеркой" киевлян Корреа в УЕФА по ошибке записали на №7 "Шахтера" Фернандиньо. Нам пришла бумага, что из-за этой "желтой" Фернандиньо должен пропустить ответный матч. Мы тут же написали им: "Проверьте!", они все исправили и извинились.
Этот сезон был для нас особенным. Мы проходили те стадии еврокубков, в которых раньше не участвовали, бумаг и всевозможных инструкций из УЕФА поступали целые кипы, и все надо было изучить. Кстати, славянские фамилии вызывают такое количество разночтений, что иногда звонят из УЕФА и спрашивают: "Это тот игрок, которого мы имеем в виду?" Все должно работать как швейцарские часы. В другом ключе УЕФА и не видит сотрудничества с клубами.
НА БАЗЕ. "ЯИЧНИЦУ БРАЗИЛЬЦАМ ЖАРЯТ С ОБЕИХ СТОРОН"
Юрий Такташев возглавляет департамент спортивных сооружений ФК "Шахтер", директор базы "Кирша". В клубе 10-й год. Рассказал "Сегодня" о певце Жадсоне, бразильской яичнице, украинских книголюбах и гоночных турнирах среди горняков.
— В нашем пруду на базе очень много рыбы, — начинает Юрий Николаевич. — Часто видим, что ребята ходят на рыбалку — Пятов, Шуст, Гладкий, Кастильо, Рац. Но вот каковы их успехи, для меня загадка. С уловом я никого ни разу не видел. Может, отдают кому-то из работников базы.
В бильярд чаще всего играют Гай и Селезнев, в последнее время и Срну там замечаю. А вообще, в свободное время многие из номеров не выходят. Или читают (горничные рассказывают, что много книг на тумбочках у Чигринского, Пятова, Кучера), или в компьютерные игры режутся. Идешь по коридору, а из-за дверей слышны или "стрелялки", или "гонялки".
Когда еще в команде был Толя Тимощук, так у него на столе стоял огромный монитор, два джойстика-руля, под столом — педали. И они там целые турниры по гонкам устраивали.
Фильмы смотрят. Вижу, постоянно дисками меняются. Музыку слушают. Громко она звучит из номера Раца, а особенно — Жадсона. Кстати, Жадсон и певец заядлый. Постоянно идет и какую-то мелодию напевает.
Что касается кулинарных пристрастий, то тут тоже есть свои нюансы. Все бразильцы очень любят блюда из фасоли и бобов. Но говорят, что таких бобов, как в Бразилии, у нас нет. А яичницу любят обжаренную с двух сторон. Получается такая белковая лепешка с запеченным внутри желтком. Но им нравится. А Жадсон первое время заказывал сильно обжаренные сосиски, но потом наш врач-диетолог ему это запретила.
При Прокопенко и Яремченко в питании больший упор делался на украинскую кухню. Когда пришел Скала, началось время макаронных изделий. Невио и сам любил готовить спагетти, приходил на кухню и варил макароны на всю команду, всех угощал. И еще он любил, чтобы было большое разнообразие салатов. Помню, мы иногда до 20 видов салатов готовили. При Шустере количество салатов сократилось, но зато он был просто помешан на свежевыжатых соках. Каждого вида фреша должно было быть не менее 15—20 литров. Соковыжималки работали без перерыва. У Луческу таких перегибов нет. Мистер полностью доверяет нашему доктору-диетологу, которая разрабатывает меню.
ДАША ПЯТОВА: "А ГДЕ МОЯ МЕДАЛЬКА?!"
А вот дочь вратаря "Шахтера" — трехлетняя Даша Пятова, на финале в Стамбуле не была: "Даша смотрела игру по телевизору в утреннем повторе, — рассказывает ее мама Юля. — Потом вечером в новостях — уйма интервью, в которых мелькал Андрей. Целый вечер только и слышно от нее было: "Папа, вот ты опять в телевизоре!"
Дочь, в принципе, понимает, что что-то происходит, но что конкретно случилось, видимо, еще не осознает. Видела, как во время награждения другие футболисты выносили своих деток, а она ведь и малыша Жадсона знает, и Кубу Левандовского, и Машу Гай, очень удивлялась: "А как же я?" А когда Андрей приехал домой, она сразу к нему: "А где моя медалька?" Сейчас это у нее любимая игрушка".
"Иногда Даша пытается рисовать папу на работе, но получается сплошная абстракция! — смеется Юля Пятова. — Травку и мячик — это еще можно разобрать. Но все остальное — только нам понятно, что именно она хотела нарисовать. Любят играть с папой в футбол в квартире. Но на ворота становится не Андрей, а как раз Даша, и кричит: "Папа, бей!" Андрей смеется: "Раз нет сына, значит, будем готовить кадры для женской сборной". Я говорю: "Нет уж, хватит нам и одного футболиста на семью".
"Мы, Худжамовы и Кравченко живем на одной лестничной площадке, — продолжает жена вратаря "Шахтера". — Так что живем почти как в коммуналке, друг у друга бываем постоянно! В нашем же доме обитают Рац и Ищенко. Все вместе собираемся часто. Повод может быть самый любой — просмотр футбольного матча или нового фильма, или просто совместный ужин. Походы в гости никогда заранее не планируем и долго не готовимся. Все происходит спонтанно: созвонились, собрались, принесли у кого что есть на стол, быстренько салатик порезали…
Обычно собираемся или у Худжамовых, Кравченко или Раца. У нас с Ищенко ведь маленькие дети, им спать надо, поэтому особо не пошумишь, а они все еще бездетные, так что будить некого. Вот недавно Юля Рац приглашала нас к себе на блины с чаем. Очень славно посидели, блины получились — пальчики оближешь!"
ИГРА РУКАМИ. "ШЕВЧУК ПРОСИТ ПРОЙТИСЬ ПОСИЛЬНЕЕ"
Юрий Мартынов, массажист. В клубе 10 лет.
— Сам по себе массаж — это своего рода дополнительная тренировка, — говорит Юрий. — Он дает тот же эффект, что и разминка перед выходом на матч. Кто-то любит силовой массаж — к примеру, Слава Шевчук постоянно просит посильнее "пройтись", — а кто-то совсем легенький. Хотя после тяжелых матчей приходится использовать всю силу, чтобы снять у игроков напряжение и усталость в мышцах.
Также у каждого футболиста выработалось свое время, когда он чувствует в массаже особую необходимость. Один просит помассажировать его за день до игры, другой — в день матча, третий — после игры. Хотя после матча практически все восстанавливаются — сауна, джакузи, массаж, если кого-то что-то беспокоит, то специальные процедуры. А если в поединке игрок получил травму, то по рекомендациям врача я уделяю особое внимание тем или иным группам мышц.
Также мы широко используем разнообразные растирки для мышц: согревающие, если матч проходит в холодную погоду, охлаждающие, если очень жарко, нейтральные, массажное молочко... Но по части применения растирок вопрос тоже очень индивидуальный, ведь у кого-то может быть аллергия на ту или иную мазь. Поэтому мы предлагаем игрокам несколько вариантов кремов на выбор. Но обычно в последнее время все стали пользоваться немецкими растирками. Они нейтральные и не вызывают аллергической реакции.
Надо сказать, что нынешние футболисты — профессионалы во всем, в том числе и в отношении к своему здоровью. Сейчас каждый очень чутко прислушивается к своему организму, и на уколах, как раньше, никто играть не согласится. Ведь это может быть чревато в дальнейшем. Поэтому если футболист почувствовал какое-то недомогание или дискомфорт, сразу обращается к доктору. Врачи собирают консилиум, проводят обследование и принимают решение.
"С НАМИ ЛЕТАЮТ 10—15 ЯЩИКОВ"
Сергей Матяж, администратор команды. В клубе 14 лет. Рассказывает о том, как "Шахтер" выезжает за рубеж:
— Поначалу, когда мы только прорывались в Европу и "Шахтер" еще никто не знал, бывали случаи, что нам пытались предложить такие гостиницы, которые были больше выгодны принимающей стороне. Писали, что там пять звезд, а на деле едва было три звезды. Помню, однажды в Испании посмотрели отель, который нам предлагали, а потом случайно увидели небольшую гостиницу на берегу моря — гораздо лучше и удобнее. Наши партнеры не хотели нам ее давать, но мы поставили категорические условия, и испанцы сдались.
Сейчас при выборе отеля мы следует двум главным требованиям — комфортные условия проживания и близость к арене. Исключением стал лишь финал в Стамбуле. Отели выбирали не мы сами — и "Шахтеру", и "Вердеру" их предоставили организаторы. Причем они постарались поставить обе команды в максимально равные условия, чтобы трансферы аэропорт—отель и отель—стадион занимали у нас и у немцев примерно одно и то же время.
Любой выезд на гостевую игру — трудоемкое мероприятие. Надо собрать форму, по два полных комплекта на каждого футболиста, многое другое, транспортировать все в самолет, а это — 10—15 ящиков, потом все это на руках перенести в гостиницу.
Когда у футболистов за границей есть свободное время, и они организованно выезжают в город, скажем, на экскурсию, я также должен их сопровождать, чтобы по ходу решать возникающие оргвопросы. Вот в Стамбуле, например, пошли на экскурсию в Святую Софию, а там вход платный, по 20 лир с человека. Пришлось мне быстренько сбегать в кассу и купить билеты на всех.