Первый блин сэра
Никто из находившихся на уютном стадионе "Мэнор Граунд" в Оксфорде 8 ноября 1986 года не предполагал, каких успехов добьется на новом месте Алекс Фергюсон, только что пришедший тренировать "Манчестер Юнайтед". Тогда голы Джона Олбриджа и Нила Слэттера из "Оксфорд Юнайтед" испортили дебют человеку, который прибыл из "Абердина" на смену Рону Аткинсону. Пятеро футболистов того состава манкунианцев делятся своими впечатлениями о раннем сэре Алексе.
Артур Олбистон
Стадион был набит битком, на его первую игру приехала пресса. "Оксфорд Юнайтед" против "Манчестер Юнайтед" - это было, как Давид против Голиафа. Фотографы снимали его на скамейке запасных и, мне кажется, хотели, чтобы мы проиграли - ради сенсации. Ну и, конечно, мы проиграли. У нас тогда не клеилась игра, Рона Аткинсона только уволили. Фергюсону не повезло в тот день, потому что несколько наших лучших игроков были травмированы. Брайан Робсон, Гордон Страчан, Джон Сивебек, Норман Уайтсайд - никого из них не было. Когда он пришел, мы были где-то четвертые с конца, но в сезоне заняли одиннадцатое место. Ему нужно было время, чтобы что-то изменить.
Фрэнк Стэплтон
Он пришел в пятницу утром и поговорил с нами на базе. Он даже не пытался научить нас, что делать. Это было нечто в духе: "Ну что, давайте попробуем выиграть матч и взять три очка". Он даже не назвал состав - за него это сделал тренер резервной команды. Тренеры знают, что за ночь невозможно изменить привычки людей. Это надо делать постепенно, и именно так он и поступал. Тренировки остались такими же, разве что он по ходу дела корректировал действия футболистов: "выходи из обороны!", "отдай назад!", "держи мяч!" - очень по-европейски. Он завоевывал авторитет медленно, а не на скорую руку, потому и добился успеха. Хотя я думаю, поначалу его поразил масштаб работы. Мне кажется, он не осознавал, какое значение она имеет.
Клэйтон Блэкмор
Мы немного знали о нем, потому что у него раньше играл Гордон Страчан, и он чуток рассказал нам о том, что он из себя представляет, как работал в "Абердине". У него там очень хорошо получалось, он нарушил гегемонию "Рейнджерс" и "Селтика". Мы не знали, чья тут заслуга в большей мере - тренера или команды, но в конце-то концов тренер и набирает команду. Страчан сказал, что он сторонник строгой дисциплины, и, честно говоря, мы все побаивались его прихода. У него была репутация, и он поддерживал ее всеми силами. С самого начала он стал устанавливать правила. Он был очень строг, но справедлив - для меня это много значит. Если играешь хорошо, значит, будешь иметь место в составе. Ни успех, ни все остальное не изменили его. Разве что кричать он стал меньше, но это потому что команда чаще выигрывает!
Питер Дэвенпорт
В начале он немного нервничал. В Шотландии он вклинился в борьбу "Рейнджерс" и "Селтика". Мне кажется, он думал, что если в Англии нарушит власть "Эвертона" и "Ливерпуля" тех времен, то "Юнайтед" добьется успеха. На это ушло время, но вы видите, что у него были свои идеи и он четко понимал, чего хочет. "Манчестеру" не хватало уверенности. У нас были игроки мирового класса, мы могли победить кого угодно - но этого не происходило. Он хотел сделать все по-своему, на что нужно было время, но было видно его жгучее желание достичь цели. Методы его тренировок в чем-то напоминали работу Брайана Клафа. Много матчей пять-на-пять, коротких и быстрых упражнений, двусторонок в высоком темпе. Что касается тактики, он мало говорил о сопернике. В первую очередь его заботило то, как будем играть мы.
Йеспер Ольсен
Я появился в "Юнайтед" в 1984 году, а Гордон Страчан тогда пришел из "Абердина". Когда сэра Алекса назначили тренером, Гордон шутил: "Я покинул "Абердин", чтобы избавиться от него, но он снова будет меня тренировать". Сэр Алекс мгновенно произвел на меня впечатление. У него был четкий план, и он знал, как исполнить его, чтобы вернуть "Юнайтед" позиции в Англии и Европе. Это фантастическая личность, большой человек - и очень искренний. Для сэра Алекса все в клубе были важны: женщина, которая варила чай, женщина, которая стирала форму, работники клубной базы и так далее. Ко всем он относился с огромным уважением. Он проявлял отменные лидерские качества. У него были свои идеи и принципы, но ты мог поговорить с ним, когда захочешь. Он умел слушать, но в конце принимал решение и брал на себя всю ответственность за него.