Семак: Неправда, что я не чувствовал себя своим в штабе Луческу
Главный тренер «Уфы» Сергей Семак, возглавивший клуб в конце прошлого года, рассказал о решении покинуть тренерский штаб Мирчи Луческу в «Зените», а также поделился мыслями о своём будущем в качестве наставника уфимской команды.
- Долго думали, прежде чем принять предложение «Уфы»?
- Достаточно долго. В профессиональном смысле очень интересное предложение, но у меня действовал контракт с «Зенитом», и личные вопросы требовали осмысления. Семья большая, - нужно было понять, как и когда переезжать. Хотелось также собрать информацию о команде, встретиться с руководством, узнать его взгляды на пути развития клуба, экономическую и селекционную составляющую. Для меня это важный шаг и вызов. Есть плюсы, есть минусы, - но надо работать, двигаться вперед. «Уфа» - замечательный шанс начать самостоятельную карьеру.
- Как отреагировал «Зенит» на ваш уход?
- Позитивно. Еще при подписании последнего контракта было оговорено: поскольку на роль главного тренера в клубе приглашают людей с заслугами и опытом, «Зенит» не будет против меня отпустить, если поступит предложение начать самостоятельную карьеру.
- Какие отношения у вас сложились с Мирчей Луческу?
- Замечательные, на мой взгляд. Много общались. Созванивался с ним и перед тем, как принял предложение «Уфы».
- Насколько правдив слух о том, что вы не чувствовали себя своим в тренерском штабе Луческу и не видели перспектив?
- Абсолютная неправда. Я был вторым тренером. Для того, чтобы стать главным, требовалась самостоятельная практика, которую в «Зените» по естественным причинам получить было невозможно. Зато я приобрел бесценный опыт, работая ассистентом таких профи, как Виллаш-Боаш, Спаллетти и Луческу. Никакой отстраненности между ними и мной и никогда не было.
- Кто ваш главный ориентир в тренерской профессии?
- Мне посчастливилось получить огромный опыт. Работал и с Лобановским, и с Бесковым, и с Долматовым. Всего - около двадцати тренеров, как российских, так и зарубежных. У каждого было свое видение, каждый умел убеждать, - этим и выделяются большие тренеры. Кого-то одного в качестве главного наставника называть не стану, даже если бы он был. Потому что в каждом случае - свои обстоятельства. Сначала надо узнать качества игроков, почувствовать команду, а уже затем применять знания, обязательно адаптировав их к конкретным условиям. К тому же назовешь одного — другие обидятся. Очень важна и атмосфера в коллективе, через которую можно многое строить. Только ведь и это — не панацея. Есть масса примеров, включая то же киевское «Динамо», когда обстановка в команде была не самой лучшей, а игроки - потрясающими, и это давало результат. Универсальных рецептов здесь не существует.
- Конспекты с игроцких времен у вас сохранились?
- Не назвал бы их калькой занятий больших тренеров. Что-то записывал, да. Но не только футбольное, - все, что считал важным для себя, для профессии.