Футбольный гений с Перово
21 июля 1937 года в Москве родился, возможно, самый популярный игрок в истории советского футбола и уж точно народный любимец - Эдуард Анатольевич Стрельцов.
Его родной район – это Перово, самая окраина Москвы. Немудрено, что в московских рабочих кварталах, как и в фавеллах бразильского Рио, шла своя, особенная, непонятная высшему обществу, народная жизнь, где спорт юные сироты, чьи отцы не вернулись с полей Великой Отечественной войны, впитывали с грязью замызганных подворотен и с запахом дешевого резинового мяча. Согласно семейному преданию, впервые Эдик ударил по мячу, когда ему было полтора года. В это можно поверить – ведь и сам великий футболист вспоминал в своей книге "Вижу поле", что он, сколько себя помнит, всегда играл в футбол. Всегда – это не только летом, но и зимой, прямо по снегу. Бразильская преданность футболу привела к тому, что вскоре мощного игрока, выделявшегося на поле своей скоростью, стали приглашать в команды более старших, а уже в 15 лет он на равных играл в команде взрослых футболистов. При этом Эдик Стрельцов всегда мечтал играть в "Спартаке" - а в итоге связал свою спортивную жизнь с московским "Торпедо".
Придя в команду автозаводцев, молодой футболист сразу же заявил о себе как о лидере. Вскоре 17-летний талант добился, казалось бы, невозможного – он надел майку сборной СССР. Немудрено, что такой скоропостижный карьерный взлет буквально вскружил голову футбольной надежде нации.
Кое-кто представляет Эдуарда Стрельцова этаким борцом с советским режимом. Но это было вовсе не так. Он просто был свободным и жил так, как считал нужным для себя. Этого-то и не могли простить ему. И в то время как подавляющее большинство советских болельщиков просто боготворили своего кумира, небольшая часть партийного истеблишмента очень подозрительно следила за тем, как Стрельцов становился все более неуправляемым. А молодой человек и не собирался "приглаживаться". Роскошные светские вечеринки, модный "прикид", вызывающий кок вместо "правильной" прически на голове стиляги от футбола, пьяные драки – это и многое другое удивительно уживалось в человеке, который забывал себя на футбольном поле и всецело отдавался игре. В общем, все шло к тому, что Спортсмен и Система рано или поздно столкнуться друг с другом.
Трагедия произошла в ночь с 25 на 26 мая 1958 г. - накануне поездки Стрельцова в составе сборной на мировое первенство, где, по тогдашним раскладам, он должен был стать лучшим нападающим. Четыре взрослых мужика, среди которых было три футболиста сборной СССР — Стрельцов, Огоньков и Татушин, отправились на одну из подмосковных дач погулять с дамами. А наутро появилось заявление от одной из девушек о том, что гражданин Стрельцов ее изнасиловал. Эдуарда немедленно арестовали, при этом не только лишили звания заслуженного мастера спорта и "отцепили" от сборной, уехавшей в Швецию без своего лидера, но и осудили на 12 лет.
Кстати, обвинение основывалось на шатких фактах и сопоставлениях, которые при желании можно было опровергнуть. Однако сверху дали команду "примерно наказать", поэтому следователи рыли землю, ища хотя бы косвенные улики. В конце концов, им удалось воспользоваться простодушием Стрельцова и обманом заставить его сознаться в преступлении, к которому он, возможно, не имел никакого отношения. Впрочем, истину лучше всех знал сам Эдуард Анатольевич…
На свободу Стрельцов вышел досрочно, в феврале 1963 г. – в тюрьме он отличался примерным поведением и добросовестным трудом. И сразу же направился на спортивную базу "Торпедо".
Его современники говорят, что вернувшийся в большой спорт Стрельцов выглядел потяжелевшим, меньше двигался, но по-прежнему много забивал, за что и любили его болельщики. Популярность его была столь велика, что в 1967 г. ему повторно присвоили звание "Заслуженный мастер спорта".
Из большого футбола Эдуард Анатольевич ушел в 1970 г. К тому моменту он уже редко выходил на поле и редко забивал. Повесив бутсы на гвоздь, Стрельцов стал детским тренером и работал в школе "Торпедо" вплоть до своей ранней смерти - сказались вредные условия труда в колонии. В начале 1990 г. Стрельцова положили в больницу с пневмонией, там же поставили страшный диагноз - рак. Умер Эдуард Анатольевич Стрельцов 22 июля 1990 г. – на следующий день после своего 53-летия.