Хижняк: не хотел быть «папой по выходным»
Новобранец киевского «Будивельныка» поделился с корреспондентом turnir.com.ua своими планами на будущее.
«Слава Богу, что не попал в НБА»
- Почему вы решили стать баскетболистом?
- Бог дал рост, и грех было им не воспользоваться. Поначалу я занимался академической греблей. Где-то с четвертого класса я метался между академической греблей и баскетболом. А потом в восьмом классе, когда мне исполнилось пятнадцать лет, меня заметили в дубле. Тогда еще наша команда называлась НКИ, играла сначала в Первой лиге Союзного чемпионата, стала там победителем и перешла в Высшую лигу. Вот тогда-то я и попал в дубль, где стал основательно и плодотворно заниматься баскетболом. Да и опыт, наработанный с детства, конечно, не прошел даром.
- Вы часто ездили в лагеря НБА, но поиграть в престижном американском чемпионате Вам так и не удалось? Что помешало?
- На это был ряд причин. Но я хочу сказать о другом. Сейчас, оглянувшись назад, я могу смело сказать, что счастлив, что не играл в НБА. Ведь большинство европейских спортсменов, которые попадают в самую престижную баскетбольную лигу, просто не имеют возможности раскрыться и тем более расти. Только единицы выбиваются в звезды. Я же получил прекрасный опыт более интеллектуального европейского баскетбола в таких престижных чемпионатах, как греческий, литовский, российский. У меня даже есть перстень, только не американский, а литовский – за победу в ЛБЛ.
«Не хотел быть «папой по выходным»
- Каковы планы на будущее. Где будете играть?
- Я вернулся в «Будивельнык». Тогда, конечно, было совсем другое время, но сама атмосфера и философия, мне кажется, осталась. Благодаря руководству клуба, «Будивельнык» в прошлом году многого достиг. Если бы не неудачное начало, то они могли бы стать чемпионами. Тем более, что выиграли кубок УБЛ. Будем идти дальше. Думаю, что «строители» не будут последними в объединенной лиге.
- Долго раздумывали над предложением от «Будивельныка»?
- У меня в Киеве семья. Я два года прожил фактически отдельно от нее, хотя расстояние между Днепропетровском и Киевом не такое уж большое, всего-то пятьсот километров, и транспортное сообщение позволяло навещать родных каждый уик-энд. Но для сына я стал просто «папой по выходным». То есть, в воскресенье вечером я приезжал, а в понедельник вечером уже уезжал. Эти нюансы очень тяжелы для семьи. За всю мою карьеру мы так толком и не виделись. К тому же сын уже ходит в школу, надо его поддерживать морально и физически, помогать семье. Поэтому основную роль сыграло то, что здесь у меня семья и близкие друзья. Тем более что особо раздумывать не пришлось. Можно было конечно поехать поиграть в Европу. Силы, слава Богу, есть, здоровье тоже. Но я там практически все видел, ничего нового для меня там нет. А играть можно и здесь.
- Семья не приезжала к вам в Днепропетровск?
- Они приезжали ко мне на каникулы. Но я ведь не переставал играть, был постоянно в разъездах или на тренировках. А ребенку на каникулах хочется пойти куда-то погулять. И вот такая ситуация: приехали к папе в гости, а папы нет. А здесь мы будем вместе. Даже если я буду ходить на тренировки, разъезжать, то буду возвращаться домой, к семье.
«О тренерстве пока не думал»
- Вы можете проанализировать свою карьеру в Днепропетровске. Какие были позитивные и негативные стороны?
- Везде есть свой позитив и негатив. Я познакомился с новыми людьми, открыл новых хороших товарищей, можно даже сказать – друзей. Это в жизненном плане. В плане баскетбола, несмотря на то, что прошлый сезон по большому счету выдался провальным, были некоторые позитивные моменты. Я усовершенствовал знания английского языка. Много нового привнес тренер, который работал в системе НБА. Опыт у этого человека есть, и грех было им не воспользоваться. В принципе, два сезона прошли нормально. Конечно, были и ошибки. Надо их анализировать и двигаться дальше. Надеюсь, что карьера моя на этом не закончится. Я хотел бы, чтоб она закончилась через год, через два.
- Минимум через два?
- Почему бы и нет. Я играл в Питере с американцем, которому было сорок лет. По большому счету это не от нас зависит, а дается сверху. Но если за собой нормально следить, относится профессионально ко всему, можно продлить свою спортивную карьеру. Поэтому я пытаюсь следить за своим здоровьем.
- Александр Раевский говорил, что когда он закончит карьеру, то не будет работать тренером, потому что это убивает много нервных клеток. А что по поводу такого развития карьеры скажете вы, особенно поработав под началом своего недавнего партнера Дениса Журавлева?
- Человек предполагает, а Бог располагает. Любая работа требует нервных клеток. А насчет тренерства... Я над этим не задумывался. Многие говорят, что, вот скоро ты карьеру закончишь, надо думать о будущем. Это все понятно, но пока я, слава Богу, игрок. Если понадобится, то действительно можно по телефону переговорить с известными тренерами, поехать на какие-то семинары. Приехать, послушать, записать. Но пока думать об этом рано. Что касается того, чтобы работать под началом своего недавнего партнера, то таких примеров много. В прошлом году я встретился с тренером ЦСКА Пашутиным, с которым играл как-то в одной команде. Только начал с ним говорить: «Жека, Жека», как остановился и думаю – он же ведь уже не Жека, а Евгений, а отчество я его и не знал никогда. Впрочем, если не знаешь отчества, говорят просто: «Тренер». Просто язык как-то не поворачивается. А субординация нужна. С Журавлевым было как у Остапа Бендера – с восьми до четырех и с четырех до восьми. Вне баскетбольной площадки и подзатыльников могли друг другу надавать, ну а когда дело касалось игры – это тренер, и его слово – закон.
Александр Музыка