Good-bye, Lenin!
Послезавтра "Шахтер" проведет на РСК "Олимпийский" очередной еврокубковый матч. По идее – предпоследний в своей истории на этой арене. Наступают дни прощания со стадионом, с которым у "Шахтера" связано множество приятных моментов. Неприятные тоже были – но в основном, РСК видел успех, радость, славу. Это позитивный стадион: ему не довелось быть пристанищем команды в ее трудные времена, в 80-90-е. На РСК выступал победоносный "Шахтер" 2000-х. Здесь была одержана самая великая победа в истории нашей команды – в мае, в полуфинале Кубка УЕФА, над киевским "Динамо". Более яркого счастья донецкий болельщик не переживал никогда…
На РСК "Олимпийский" "Шахтер" одерживал историческую победу над "Ромой", сыграл героическую ничью с "Валенсией". Здесь были втоптаны в газон "Селтик", "Базель", "Брюгге" - клубы с вековой историей, некоторые – с европейской славой. Конечно, и поражения случались. Самая большая наша европейская драма – гол Палопа – случилась тоже на "Олимпийском". Но такие трагедии стоят иных триумфов. Без севильской трагедии, из-за которой лично я со своим товарищем по трибуне оказался в реальном предынфарктном состоянии, не было бы нашей победоносной весны 2009-го.
А как мы чуть было не выиграли на этом стадионе у "Барселоны"! Я не о прошлогоднем матче Лиги чемпионов говорю, когда подлость Кркича и юркость Месси отобрала у нас добытую по-шахтерски, с потом победу. Я вспоминаю совсем другую эпоху – 1978 год, первый визит "Барселоны" в Донецк, на матч Кубка кубков. С феноменальным бомбардиром австрийцем Кранклем и "летучим голландцем номер два" Неескенсом. Вспоминаю, как Резник на первой же минуте забил гол, как мы были уверены: "Барселоне" в этот вечер не спастись. Но проклятый Кранкль сравнял счет в середине тайма, и "Барса" спокойно катала мячик, не давая нашим никаких шансов. Ни Резник, ни Латыш – два юных донецких гения, ни "Бабуся" Старухин ничего не могли с ними поделать. А на следующий год Резник и Латыш ушли в московское "Динамо" - и когда столичная команда приехала на матч в Донецк, весь стадион скандировал в едином порыве: "Резник козел! Латыш козел!" Ну, и стадион тогда назывался еще по-другому – "Локомотив".
Мы помним все это. Тогда, в конце 70-х, мы впервые поверили, в то, что точно знаем сейчас - "Шахтер" может обыграть любого соперника. Настолько мощной была команда, дважды останавливавшаяся на грани союзного "золота". Помню концовку сезона 1979 года, когда разочарованные зрители, узнавшие о победе "Спартака" (конечно, купленной – мы точно знали!) в Ростове, лишившей нас чемпионства – начали жечь газеты и чуть не спалили стадион. Какая тогда была команда в Донецке! Последними матчами на старом стадионе команда прощается с эпохой, когда деревья были большими, пиво стоило 25 копеек бокал, а Ленин был живее всех живых. Это прощание должно быть таким, чтобы духи великих предков прослезились от счастья, наблюдая за нашими расставальными победами. Так что – вперед, "Шахтер"! В предпоследний раз…