От "феодальной раздробленности" - к Бундеслиге
Рейхслига, Гаулига, Оберлига – это все своеобразные главы большой и не лишенной авантюрно-приключенческой ауры книги с элементами военного триллера под общим названием "Бундеслига". 28 июля каждый, кто знает толк в футболе, вполне может поднять кружку доброго немецкого пива в память о ее авторах. Потому что 28 июля – день ее рождения…
Долгая и извилистая история немецкого футбола до того самого дня, когда в 1962 году своды дортмундского "Вестфалленхалле" сотрясли бурные овации по поводу рождения полноценной профессиональной футбольной лиги Западной Германии, была целиком и полностью любительской. И, особо добавим, по своей коренной сути регионалистской. Футбольным аналитикам начала ХХ века, надо полагать, трудно было отделаться от мысли, что многочисленные германские "земельные" чемпионаты очень смахивают не пресловутую германскую феодальную раздробленность, от которой страдала великая европейская нация еще в средние века. Много негатива было и в "футбольном феодализме", хотя созданный в 1900 году Немецкий футбольный союз (НФС) всячески пытался хоть как-то "склеить" футбольные части в единое целое, организовывая для победителей региональных лиг финальный турнир за право называться чемпионом всей страны. Однако получалось это плохо, ибо в организацию соревнований и структуру футбольного хозяйства Германии то и дело вторгались войны и имперские амбиции.
Первый раз первенство Германии "остановилось" во время Первой мировой войны. Матчей на германской земле не было долгих четыре года. Однако мировая катастрофа оказалась бессильной подорвать в немцах любовь к футболу. Шутка ли – в послевоенный 1919 год на территории страны было зарегистрировано 150 тысяч футболистов, а к 1932 году в стране, находившейся под гнетом Версальского договора, их численность перевалила за миллион! Назрела необходимость цивилизованно обуздать эту стихию.
Такая попытка была сделана 16 октября 1932 года. На заседании бундестага НФС тогдашний ее президент Феликс Линеманн предложил создать единую профессиональную рейхслигу. Но этим планам не было суждено сбыться – вскоре к власти в Германии пришли нацисты, которые категорически выступили против идеи сделать футбол профессиональным.
Более того, в новых политических условиях даже речи не могло быть о верховенстве профессионализма над другими факторами. Доходило порой до полного маразма. Например, чтобы футболист мог выступать за какой-нибудь, разумеется, любительский клуб в турнирах под эгидой НФС, он должен был представить властям не менее двух рекомендаций от немарксистов. Вдобавок ко всему, после прихода к власти Адольфа Гитлера играть за немецкие команды могли, конечно же, исключительно представители арийской нации. От этого правила, кстати, больше всех пострадали "Алеманния" из Ахена и "Бавария" из Мюнхена, где было немало евреев.
Свою страницу в истории германского футбола написала и Вторая мировая война. Разбухавшему за счет оккупированных стран Третьему рейху как нельзя кстати пригодились созданные еще в 30-е годы региональные Гаулиги – по мере присоединения к новой германской империи других стран в них, наравне с немецкими клубами, стали выступать команды из Австрии, Польши, Чехословакии, Люксембурга, Эльзас-Лотарингии.
Дело шло к самому настоящему чемпионату Европы под сенью нацистской свастики. Но война сорвала грандиозные планы гитлеровцев, а в самом конце войны исчез и главный трофей чемпионата Германии, тот самый, что был пожертвован футболистам еще в 1903 году наследным прусским принцем Вильгельмом. Уже в 1949 году пришлось срочно создавать новый главный приз – знаменитую золотую "салатницу". Но это была уже совершенно другая история.
Послевоенный футбол Германии снова начал возрождаться на региональных началах. В общем, это было вполне объяснимо – побежденная страна была поделена на оккупационные зоны, о единой политике в спортивной сфере можно было только мечтать. С разрешения западных союзников в Западной Германии не без труда были сформированы несколько региональных Оберлиг. На этом фоне все громче стал звучать призыв к созданию единой, общегерманской профессиональной лиги.
И можно быть уверенным – педантичные и настойчивые немцы достаточно быстро справились бы с этой задачей, не помешай им … золотые медали национальной сборной. После победы команды ФРГ на чемпионате мира 1954 года в Швейцарии многие футбольные функционеры в Бонне задавались вопросом – зачем нам профессиональная лига, если мы и без того самые сильные в мире? Но стоило немцам провалить следующий Мундиаль (4-ое место) и особенно чилийский чемпионат мира (немцы вылетели еще на стадии четвертьфинала), как колесики в механизме закрутились активно и слаженно.
Точка в процесс создания Бундеслиги была поставлена 28 июля 1962 года в Дортмунде. Заявки на участие в первом чемпионате лиги сезона-1963/64 подали 46 команд. При отборе 16 счастливчиков учитывались результаты выступлений клубов за последние десять лет, наличие соответствующего стадиона, экономическая состоятельность и прочие вполне современные условия. Любопытно, что в числе первопроходцев не оказалось "Баварии", завершившей предыдущий сезон в Оберлиге на третьей позиции. Не сразу попали в высшую "табель о рангах" и другие гранды немецкого футбола.
А первый матч Бундеслиги состоялся 24 августа 1963 года. Увы, история не сохранила видеокартинки самого первого гола в самой известной лиге Германии – фото- и кинохроникеры еще только настраивали свои аппараты, когда форвард дортмудской "Боруссии" Тимо Коницка на первой же минуте игры закатил мяч в ворота "Вердера". Как это похоже на немцев…