Федотов "Большая нога"
5 августа 1948 года в Минске в присутствии 20 тысяч зрителей армейский нападающий Григорий Федотов послал в ворота местного «Динамо» свой сотый мяч в чемпионатах СССР. И только в 1967 году, через десять лет после смерти знаменитого бомбардира, по инициативе еженедельника «Футбол-Хоккей» и известного спортивного журналиста Константина Есенина был создан «Клуб Григория Федотова», куда принимали отечественных футболистов, забивших не менее 100 голов.
…Когда молодой паренек из подмосковного рабочего Ногинска оказался в первой своей команде – московском «Металлурге», отечественные знатоки футбола были просто ошеломлены. Резкий, удивительно прыгучий, подавлявший соперника своей мощью, умевший нанести удар из любого положения, начинающий форвард буквально пленил болельщиков. Уже в более поздние годы, когда великого футболиста не стало, партнеры Федотова по ЦДКА вспоминали, что Григорий Иванович не ограничивался общими тренировками. Он оставался после занятий и предлагал пацанам, специально собиравшимся поглазеть на знаменитость, набрасывать ему мяч руками, а сам при это старался направить его слета точно в цель. Потом он собирал ватагу подростков и в одиночку обыгрывал их, в конце своего развеселого дриблинга забивая годы из самых неудобных положений.
После того, как «Металлург» благодаря высокой результативности своего нового форварда буквально за один сезон из второго эшелона чемпионата СССР вышел в высшую лигу, Федотова заприметили гранды советского футбола, и уже вскоре он надел футболку ЦДКА. С приходом Григория армейская линия атаки стала одной из сильнейших в стране, а после войны – абсолютно сильнейшей. Победы 7:0, 7:1, 6:0, 5:1, 4:2, 6:2 в матчах с участием «красно-синих» стали вполне привычным делом. Средняя же результативность армейского клуба образца 1945 года по сравнению с 1938 годом увеличилась почти вчетверо! Благодаря голам Федотова, в первый же сезон его пребывания в ЦДКА армейский клуб шагнул с девятого места на второе.
В своей книге «Звезды большого футбола» один из «отцов» отечественного футбола Николай Старостин писал о Федотове: «Даже не хочется называть то, что он делал, служебными словами: дриблинг, финты, навес, прострел, удар. Тогда что-то исчезнет. Верно, все это он делал, но настолько по-своему, не заученно, а по-федотовски, что вроде бы он показывал нам всем, как еще можно играть в футбол. Все, чего касалась большая федотовская нога, выглядело совсем не так, как мы привыкли видеть. Сильно пущенный им мяч почему-то мягко и удобно снижался прямо под удар партнеру. Вратарь на месте, а мяч после прикосновения Федотова его таинственно огибает и ложится в сетку. Ему бы полагалось бежать влево – там свободно, а он режет угол, сближается с защитником, и, будто не замечая его, прокидывает мяч вперед, и продолжает бег, уклонившись от столкновения, и бьет, почти уже падая, в дальний угол. Мяч летит к нему, он склоняется почти до травы и бьет подъемом ноги в верхний угол. Федотов на поле, и ты глазеешь, очарованный, и за счетом матча не следишь, ждешь, когда же снова он встретится с мячом и что-то еще невиданное покажет».
…Идея дать клубу бомбардиров имя Григория Федотова пришла практически сразу, как только известный историограф отечественного футбола Константин Есенин осенью 1967 года принес главному редактору журнала «Футбол-Хоккей» Льву Филатову список из одиннадцати (магическое футбольное число!) игроков, забивших в чемпионатах СССР не менее 100 голов. Правда, в редколлегии резонно посчитали, что голы, забитые в матчах за сборную или в еврокубках, ничуть не менее важны, и список подкорректировали до «несчастливых» тринадцати футболистов.
В результате свои «сотни» предоставил Есенин, художник Игорь Массина набросал на листе ватмана эмблему Клуба, журналисты издания провели опрос среди форвардов на предмет самого памятного гола, а главред в своей вводной статье написал такие слова: «Верим и надеемся, что Клуб привлечет внимание молодых футболистов и вдохновит их». Так 26 ноября 1967 года и родился Клуб имени Григория Федотова.
Поначалу Клуб жил по сути на небольших по формату страницах футбольно-хоккейного еженедельника, и о его существовании знал только небольшой круг знатоков. А вот самими «забивными» форвардами он, Клуб, был воспринят весьма серьезно. Было здесь и профессиональное самолюбие, и ревность, и откровенные обиды. Так, Всеволод Бобров, который играл в знаменитой цедековской связке «сдвоенного центра» вместе с самим Федотовым, узнав, что он не оказался в первом, есенинском, списке из одиннадцати бомбардиров, горячился: «Сколько там не хватает? Трех? Да я и сейчас, если меня выпустят на поле, забью!» Другой известный нападающий засыпал Филатова письмами, где ставил под сомнение расчеты Есенина и страстно доказывал, что забитые им мячи в протоколах ошибочно приписали другим игрокам, и это стало для него принципиальным моментом только после основания Клуба Григория Федотова. А Александр Пономарев, человек азартный, непрестанно задирал главного редактора журнала, утверждая, что с ним обошлись непорядочно, поместив на третью строку, ниже Никиты Симоняна и Валентина Иванова: «У меня же больше всех голов в чемпионатах – 148, а они в сборной назабивали! Я же не виноват, что в мое время сборной не было…».
Ну, а сам «виновник торжества» всего через год после забитого им сотого гола в Минске, став лучшим бомбардиром чемпионата СССР сезона-1949 и не в силах дальше бороться с фронтовыми ранами, повесил бутсы на гвоздь и перешел на тренерскую работу. В том же году его партнер по нападению Бобров уступил настойчивым просьбам генерала Василия Сталина и ушел в команду ВВС. Тот чемпионат ЦДКА, лидер советского футбола, закончил на втором месте…
«Динамо» (Минск) - ЦДКА (Москва) 1:4 (0:2).
5 августа 1948 года. Минск. Стадион «Динамо». 20000 зрителей.
Судья: Латышев (Москва).
«Динамо»: Тарабрин, Мымрик, А.Чернышев (Б.Котов, 60), Литвинов, Коробко, Назаров, Пискарев, Курнев, Бехтенев, Е.Котов, Макаров.
ЦДКА: Никаноров, Лясковский, Кочетков, Нырков, Водягин, Башашкин, Гринин, Колесников, Федотов, Вяч.Соловьев, Демин.
Голы: 0:1 Колесников (18), 0:2 Гринин (42, с пенальти), 0:3 Федотов (49), 0:4 Федотов (70), 1:4 Назаров (87, с пенальти).