Как два француза поделили мировой футбол
6 августа 1948 года на заседании исполкома ФИФА было одобрено положение о проведении Кубка европейских наций, который стал прообразом нынешних чемпионатов Европы по футболу.
В целом, путь к первому чемпионату континента, который не только дал миру футбол, но и многие годы был «идеологическим центром» этого вида спорта, оказался на удивление долгим и тернистым. Достаточно сказать, что идея проведения такого турнира была выдвинута еще в далеком 1927 году, в 1948 году, как уже было сказано, одобрено положение, и только в 1960 году состоялся первый европейский чемпионат - к слову, самый удачный из всех для советской сборной, которая, обыграв в Париже в финале команду Югославии со счетом 2:1, по сути стала первым чемпионом Европы. Советские футболисты дошли и до финала следующего розыгрыша Кубка, но в решающем матче уступили 1:2 хозяевам турнира – испанцам. Правда, сами соревнования носили тогда совсем другое, нежели сейчас, название - Кубок европейских наций.
Инициатором регулярного международного турнира с участием национальных сборных Европы стал Анри Делоне, в то время генеральный секретарь футбольной федерации Франции, который на одном из совещаний ФИФА предложил новшество своему коллеге и другу – президенту ФИФА Жюлю Риме. Но предложение тогда, в 1927 году, повисло в воздухе, так как, по мнению многих чиновников от футбола, было преждевременным. Еще бы, новой идее было крайне сложно пробиться через ворох проблем, связанных с организацией мировых чемпионатов и поднятием престижа олимпийских турниров, которые буквально разваливались под давлением наступавших профессиональных лиг. Кроме того, формально у европейского футбола на тот момент еще не было своей региональной организации, которая могла бы организовывать и контролировать общеевропейские чемпионаты.
Но, возможно, самая главная причина состояла в ином. Безусловно, при некотором усилии с двумя вышеназванными причинами европейцы справились бы – Старый Свет уже давно играл в футбол, и у него был достаточный опыт организации и проведения всевозможных турниров. Здесь, в Европе, были сосредоточены лучшие футбольные кадры, включая тренеров, игроков и функционеров. Да и в ФИФА европейцы, представлявшие фактический центр и мотор мирового футбола, по сути доминировали. Поэтому обеспокоенный Жюль Риме, этот «отец мировых первенств», хоть и сам был европеец, ревностно учуял в идее проведения чемпионатов Европы в некотором роде похоронный марш для ФИФА, которая в начале прошлого века только набирала авторитет в футбольных кругах мира. А если еще вспомнить только одни нашумевшие довоенные демарши британских федераций (Англии, Шотландии, Уэльса и Северной Ирландии), которые то бойкотировали первые три мировые первенства, то выходили и возвращались с ряды ФИФА, можно представить, какая участь ждала бы эту ассоциацию, появись в те годы равноценный мировому европейский чемпионат.
И все же идею не только не забыли, но и активно продвигали. Переломный момент в истории чемпионатов Европы произошел 27 мая 1952 года, когда на собрании в Цюрихе (Швейцария) встретились Делоне, неутомимый «спасатель» богини Нике от фашистов, президент федерации футбола Италии Отторино Барасси и генсек Бельгийского королевского футбольного союза Жозе Краай. После этой встречи дело организации общеевропейской футбольной структуры пошло семимильными шагами, и уже через два года в швейцарском Базеле на свет появилась УЕФА. Несколько авторитетных комиссий взялись за углубленную разработку самого первого положения о проведении Кубка европейских наций, принятого в 1948 году.
Собственно, тогда в кулуарах неофициально обсуждали три варианта европейского первенства: 1) игры проходят в группах, а сам турнир является отборочным к очередному чемпионату мира; 2) соревнования проводятся в промежутке между чемпионатами мира в год Олимпийских игр по кубковой системе ("проект Барасси"); 3) первенство организуется по лиговому принципу и проводится в течение сезона. В результате совершенно официально победил кубковый вариант.
6 июня 1958 года в зале "Клубе путешественников" стокгольмской гостиницы "Форест" была проведена жеребьевка первого круга Кубка европейских наций, на которой глава Французской федерации футбола Пьер Пошоне передал в дар УЕФА копию античной амфоры четвертого тысячелетия до нашей эры с барельефом человека, играющего в мяч. По этому поводу авторитетная спортивная газета "L’Equipe" написала: "Этот барельеф из афинского археологического музея доказывает, что футбольная техника вечна". Серебряную амфору высотой в 40 см (с подставкой - 50 см) и весом 2 кг 567 г (с подставкой - 8 кг), сделанную знаменитым парижским ювелиром Мишелем Шобийоном, с благодарностью принял президент УЕФА Эббе Шварц и тут же предложил назвать новое соревнование именем его неутомимого пропагандиста Анри Делоне.