Богдан Бондаренко: На ЧМ в Лондоне мне не хватило технической подготовки
На минувшем чемпионате мира в Лондоне на Богдана Бондаренко возлагались большие надежды. Дескать, он чуть ли не единственный, кто реально претендовал на медали чемпионата. Но реальность оказалась другой - в финальном раунде украинец занял только девятое место. О причинах неудачи, любви к спорту в Украине, своих обычаях и хобби, Богдан Бондаренко рассказал в эксклюзивном интервью terrikon.com.
- Вы несколько дней как вернулись из Лондона. На ЧМ у вас не удалось показать ожидаемый результат. Какие выводы для себя сделали?
- Я бы сказал, что очень тяжело прыгать на таком турнире так же, как получается на тренировках. Если раньше у меня это удавалось, то сейчас эффекта не было. Нужно максимально концентрироваться, а если есть много отвлекающих факторов, то результата не будет. Мне приходилось делать тейп стопы. То есть, при каждой попытке надо намотать пластырь, потом его снять. Появилось новое действие, которое отвлекало от самого процесса. А делать его приходилось, потому что болела стопа. Если вкратце подвести итог - не хватило, в основном, технической подготовки. А это упирается в наличие травм, которые не дают возможности прыгать в тренировке. Это и было основной проблемой.
- Насколько серьезная у вас травма?
- Это хроническая проблема. Началась она в 2006-м году. В 2009 я сделал операцию и стало легче. Но периодически это место обостряется. Особенность прыжка такова, что именно стопа получает наибольшую нагрузку. В момент прыжка она находится в неестественном положении. Из этого следует стресс, с этим сложно что-то поделать. Надо с этим жить, работать и нужно пройти много обследований. Потому что хирург говорит: "Давай сделаем операцию", а реабилитолог говорит, мол, давай обойдемся... За счет упражнений мы справимся. Сейчас нужно много всего взвесить и принять правильное решение по технической работе. Потому что физическое состояние было хорошее. А вот техника делалась бездарно.
- Но вам при этом удалось дойти до финала, а вот вашему партнеру по сборной Андрею Проценко посчастливилось меньше. Что случилось с ним?
- Насколько я помню, он говорил, что это второй чемпионат мира, где он прыгает 2.29 и не попадает в финал. Я считаю, что ему очень не повезло.
- Но можем порадоваться за Юлию Левченко, которая выиграла серебряную медаль. Вы общались с ней после этого триумфа?
- Нет, не виделся с ней ни до, ни после ее финала. У меня была подготовка, а после квалификации все силы были брошены на восстановление стопы. И это все было в очень плотном графике, с утра и до вечера. Плюс, я жил в другой гостинице. Наверняка вы слышали эту информацию о том, что была какая-то инфекция, много людей заболело. Я же был в другом отеле, потому что приехал отдельно от команды уже под сами соревнования.
- У вас в Инстаграме я видел ваши фото, где вы отрастили бороду перед этим турниром. Это на фарт?
- Нет, мне просто было так удобно в тот период времени. Здесь не было никакого подтекста.
- Там же я видел ваши фото с вашим извечным оппонентом Мутазом Эссой Баршимом. Вне игровой арены вы друзья?
- А вне стадиона очень тяжело где-то встретиться. Во время соревнований спортсмены часто живут в разных гостиницах. Соревновательный процесс обязывает тебя придерживаться четкого графика. Разминка, тренировка, потом выступление и на следующее утро уже уезжаешь. Иногда не хватает времени, чтобы даже вовремя покушать. Тяжело где-то пересечься, но в принципе, мы разговариваем и поддерживаем отношения. Можно сказать, что мы хорошие знакомые.
- Кто вас обычно поддерживает на таких крупных турнирах?
- В первую очередь, это тренер и менеджер, который занимается моими организационными вопросами круглый год. В сборной есть тренер по прыжкам и главный тренер, которые интересуются и стараются помочь. Из родных и близких на крупные турниры никто не ездит.
В Украине никто не прививает любовь к спорту, всех интересует коммерция
- Вы много времени проводите за границей, участвуя во множестве турниров. Если сравнить сегодняшнюю Украину с европейскими странами, насколько ощущается разница в жизненном уровне?
- Сложно сравнивать жизненные аспекты. С точки зрения спорта Украина потихоньку движется вперед. У нас, по крайней мере, начали появляться спортивные арены. Например, в Луцке. Но как по мне, он далеко. Там нет аэропорта, добираться неудобно. Это не лучшее место для проведения чемпионата Украины. Намного интереснее его было бы проводить в Киеве. Туда ведь всем спортсменам намного проще добраться. Там больше заинтересованных людей. У нас что-то делается, но много моментов есть, которые оставляют желать лучшего. Например, реабилитационные центры. У нас их вообще нет. Таких, где можно было бы пройти полную восстановительную программу с начала и до конца. На профессиональном уровне у нас трудно лечиться. Нужно все равно куда-то ехать. Тоже самое касается и тренировочных баз. Мы ездим в такие места, где я могу потренироваться, потом посетить криосауну, затем получить помощь от доктора-массажиста. Да и различные медицинские тесты в Украине мы провести не можем. К сожалению, нет перспективы, что это появится в ближайшем будущем. В такой ситуации наши специалисты уезжают работать за границей, где их больше ценят.
- Если бы Киев принял этап Бриллиантовой Лиги, дало бы это толчок в развитии легкой атлетики в Украине? И насколько реально Киев может претендовать на такой турнир?
- Я думаю, что все возможности у нас есть. Стадион в Киеве есть, гостиничный фонд тоже в порядке. Это было бы интересно и для зрителей, если бы они знали о таком мероприятии. То есть, нужна очень хорошая реклама. На самом деле, у нас сейчас люди хотят быть здоровыми. Вы посмотрите, сколько людей сейчас занялось бегом. Пять лет эта цифра была значительно меньше. В этом плане люди в Украине развиваются. Им же было бы вполне интересно прийти на стадион и посмотреть, за сколько человек пробегает 800 метров или 1500. Потом перевести на себя и подумать: "А за сколько я могу эту дистанцию пробежать?". Это интересно для людей, если они знают, что такое событие проходит в Киеве. При хорошей рекламе этап Бриллиантовой Лиги в Киеве имел бы большой зрительский успех.
Но. Допустим, финальный этап Бриллиантовой Лиги проводят в Цюрихе. Так туда тяжело купить билет! А у нас людей за деньги попробуй затащи на стадион. А если их еще и продавать по той цене, что в Европе (70-80 евро), то у нас за такие деньги люди не пойдут на стадион. Я был когда-то в Лозанне, так там спортсмены мирового уровня пошли давать мастер-классы для детей начальной школы. Мы пришли на стадион, нас на вертолетах развезли по разным городам Швейцарии. Каждому дали по группе детей, мы им рассказывали и показывали, как заниматься. Это всем детям очень нравилось. Все были счастливы. Я спросил организаторов: "А как вам удалось привлечь столько детей?". А там реально было человек 40, даже в маленьких городах. Они занимаются спортом и им прививают этот интерес. Организаторы сказали, что это люди, которые выиграли конкурс. Желающих прийти было огромное количество. Заявок было намного больше. И это поразило меня больше всего. А у нас, если прийти с мастер-классом куда-то, то кто туда придет? Как это правильно организовать? У нас никто этим не занимается, любовь к спорту никто не прививает. В Украине интересно только коммерцией заниматься.
После наркоза два месяца ходил пешком
- Из чего состоит ваш стандартный день вне соревновательного периода?
- Если это не соревнования, то это подготовка. Это сбор: просыпаешься, бежишь на зарядку, делаешь растяжки. Потом идешь на завтрак, после этого я часик сплю. Потом первая тренировка, после нее обед, потом у тебя есть еще часик времени. Можно немного вздремнуть, потом снова пойти на тренировку. Потом ужин и свободное время. Стараюсь его уделять на общение с родными и близкими, которые находятся в Украине. Когда бывает выходной, стараемся посетить интересные места, отдохнуть и переключиться. Либо на рыбалку сходить, либо в волейбол поиграть.
- У спортсменов довольно жесткий рацион, а вам еще нужно следить за весом, чтобы легче выполнять прыжки. В чем из еды вы себе отказываете?
- Я стараюсь ограничить себя от сладкого за несколько дней до соревнований. Вес играет ключевую роль - чем ты легче, тем проще подниматься вверх. А так, стараюсь придерживаться общих советов по здоровому питанию. Не пить "Кока-Колу" и "Фанту", а лучше обычную воду, не наедаться на ночь... Но это все в теории, хочется этого придерживаться, но я могу дать себе слабинку. Особенно когда тяжело и что-то не получается, когда травмы и что-то идет не так как хочется. Когда у тебя все хорошо, то ты понимаешь, для чего тебе нужно держать себя в тонусе. А в сложные моменты возникает определенное искушение.
- Однажды вы сказали такую фразу, что за рубежом вас часто узнают, болельщики фотографируются и берут автографы, а в Украине интерес к вашей персоне минимальный. С того времени что-то изменилось в лучшую сторону?
- Практически нет. В Европе стали узнавать еще больше, а у нас все так и осталось.
- Кроме спорта, что еще является вашим хобби?
- Я предпочитаю спокойные варианты отдыха. Есть много желаний, чем заниматься: поехать на лыжи, покататься на мотоцикле и так далее. Но ничего нельзя, потому что можно травмироваться. А мои ноги - это мой хлеб. Приходится находить спокойные варианты. Я люблю рыбалку. А еще, недавно были в Эстонии, и я для себя открыл такой вид хобби, как диск-гольф. Есть фрисби, есть лунки. Это очень интересная игра. В Украине она мало популярна, но я узнал, что в Харькове такое есть - в "Супериоре". Хочу пойти и поиграть. Можно соперничать, есть интерес и там сложно травмироваться. Еще мне нравятся автомобили.
- Какая любимая марка авто?
- Тяжело выбрать среди всего разнообразия. Изначально, мне нравился BMW. Я сам вожу машину, но это бывает редко - когда приезжаю в Украину. Буквально, три раза в год. Мне нравится проехаться по вечернему городу.
- Вы упомянули о рыбалке. Самая крупная рыба, которую вы когда-либо поймали?
- Это карп. По-моему, 5,5-6 кг весом. Это было дома, у бабушки в деревне. Все мечтаю попасть на какую-то морскую рыбалку, но пока не удается.
- Самый сложный период вашей карьеры?
- Наверное, 2010-й год, после операции. В 2009-м было 8 соревнований подряд с результатом в 2.15. Ничего не получается, нога болит, потом операция. Полтора года восстанавливаешься, никому не интересен, не нужен. И никто в тебя не верит. Да и после Рио-2016 было тяжело по восстановлению. Было отдано много сил и было много проблем с восстановлением. Олимпиада закончилась, а я поехал лечиться. Вырезали гланды, делали дырочки через челюсть, вычищали все остатки после гаймориты. После наркоза два месяца ходил пешком.
- Какая непокоренная высота осталась в карьере Богдана Бондаренко?
- Самая заветная мечта - поставить мировой рекорд. Я был к нему очень близок и знаю, что нужно сделать, чтобы выйти на эти высоты. Это 2.45, которые я мог взять в 2013-2014 годах. Я раз 20 пытался ее взять, но тогда не получалось. Хочется все-таки преодолеть этот рубеж.
Даниил Вереитин, terrikon.com