«Золотые яйца» от хромой курицы
На днях средства массовой информации распространили сообщение о том, что Федерация футбола США приняла решение о введении потолка зарплат для игроков и тренеров. Как это часто бывает, заокеанскую инициативу начали широко обсуждать и в России, пытаясь выяснить, не стоит ли и нам пойти по пути нововведений. Понять тех, кто предлагает ввести ограничение, можно. Уровень оплаты труда в футбольных клубах премьер-лиги несоизмерим с оплатой труда среднестатистического россиянина. К тому же высокие оклады пока никак не отражаются на качестве игры главной команды страны, даже несмотря на то что перед новогодними каникулами сборная вышла на второе место в своей отборочной группе, а в мировом рейтинге расположилась на «высоком» 23-м месте, чего с ней не случалось аж с 2003 года.
Платим – значит, можем
Проблема действительно существует, и проблема серьезная. Масла в огонь подлили сообщения о том, что зенитовец Андрей Аршавин перезаключил контракт с клубом и теперь станет получать около 3,5 миллиона долларов в год. А Павлу Погребняку, которого питерцы перекупили у «Томи», якобы положат жалованье в 1,5 миллиона. То есть больше 100 тысяч долларов в месяц.
Для простого смертного – это «космические суммы». Положа руку на сердце признаем, что в нашем футболе зарплаты действительно завышены. Тем более что они не обусловлены ни уровнем футбола, ни окупаемостью нашего чемпионата. При всем уважении к Аршавину и Погребняку, несмотря на то что в своих клубах и в сборной они были лучшими, это не звезды европейского уровня.
На мой взгляд, из «нового поколения» наибольшие шансы стать футболистом экстра-класса имеет Игорь Акинфеев. Он совсем еще мальчиком встал в ворота ЦСКА и сборной и вот уже три года никому этого места не уступает. Конечно же, Акинфеев получает меньше, чем, скажем, Буффон или Касильяс. Но ведь российский самородок не выступает за «Милан» или «Реал», он играет в российском чемпионате, пока далеком от того, чтобы составить реальную конкуренцию первенствам стран «большой пятерки». Да и по уровню мастерства ему еще расти и расти, специалисты утверждают, что потенциал у этого парня огромный.
Между прочим, в первенствах Германии, Италии, Англии, Франции и Испании тоже не все однозначно. Топ-клубы имеют возможность платить миллионы, середняки – нет. Не случайно же возникла идея выделения мощных европейских грандов в отдельную лигу G-14, что вызывает активное противодействие со стороны ФИФА и УЕФА.
Проблема «завышенных зарплат» не только наша, но и общеевропейская. В то же время в России она проявляется в гипертрофированной форме. Футбол ведь не может существовать сам по себе. Он существует в рамках социально-экономической системы. Если средняя зарплата по стране 9 тысяч рублей, как объяснить народу, почему труд футболиста оплачивается настолько выше?
Пока людей, которые делают погоду в российском футболе, раздутость окладов и цен на футболистов устраивает. За исключением, пожалуй, руководителей ЦСКА. Они в отличие от многих знают цену деньгам – необдуманных приобретений не делают и лишнего не тратят. По пальцам одной руки можно сосчитать игроков, которых армейцы приобрели в последние годы и которые им не подошли. Насколько известно, и уровень зарплат в клубе-чемпионе «божеский». Например, братья Березуцкие получают примерно по 600 тысяч долларов в год. У бразильцев, естественно, зарплаты повыше, но по-другому и быть не может, иначе они вряд ли приехали бы играть в Россию и вряд ли бы оставались здесь такой длительный промежуток времени. Бюджет у ЦСКА скромнее, чем у других лидеров, но эффективность его использования в разы выше. В этом смысле у армейцев многие могли бы поучиться.
Раз в России платят такие большие деньги, значит, могут себе это позволить. Значит, считают – есть за что. Значит, у хозяев клубов существуют планы, о которых мы не знаем, потому что не варимся в «кухне». Какую команду, например, собирается собрать «Зенит», который, как говорят, готов потратить на селекцию около $30 млн? Или «Спартак»? Какую команду собрали бы бизнесмены, которые в 2003 году пытались выкупить контрольный пакет акций «Торпедо»? Что будет с «Динамо»?
На спонсора надейся, но сам не плошай
В английской премьер-лиге совсем иной уровень футбола, клубов, игроков и, самое главное, доходов от футбола. Уже упоминавшийся нами ЦСКА получает $7 млн долларов от Внешторгбанка, от участия в Лиге чемпионов – примерно 6–7 млн, плюс еще несколько спонсорских контрактов. Получается, армейцы примерно на 70 процентов покрывают собственный бюджет. И это наш лучший клуб! Что тогда говорить о самоокупаемости остальных? Особенно провинциальных команд, иной раз на 90 процентов дотируемых государственными структурами.
В немецкой бундеслиге ведущие игроки многих клубов (конечно, не таких, как «Бавария») получают по 50–70 тыс. евро в месяц. В России в среднем – почти столько же. Вместе с тем сколько наших команд способны бороться за высокие места в чемпионате Германии? Ведь проигрываем «почтальонам» и «электрикам».
Бизнес – это когда ты с умом тратишь заработанное. Главный квалифицирующий признак – баланс доходов и расходов. А когда ты только тратишь – это что угодно, но не бизнес. Зарплаты западных звезд – это часть того, что зарабатывают их клубы. У нас – часть того, что дает спонсор. Приходят к «хозяину» менеджеры и говорят: ой, мы не сможем удержать такого-то игрока, если не повысим ему зарплату. Повышают, как это было в случае с Аршавиным, – хороший футболист на вес золота.
Мадридский «Реал» подписал юного защитника Марсело за $7 млн, а получать он будет 400 тысяч долларов в год. И это в «Королевском клубе», который явно мог бы позволить себе куда более весомые выплаты молодому дарованию, приобретенному в качестве будущей замены Роберто Карлосу. Как говорится, почувствуйте разницу.
Мы живем в реальном ежедневно меняющемся мире. Россия – специфическая страна, где может произойти что угодно и когда угодно. Слава богу, в последнее время прогнозировать и строить планы на перспективу стало возможно. Раньше это было просто опасно. Но все равно постоянно приходится делать поправки на возможные форс-мажоры. К примеру, недавно «Газпром» открыто заявил, что легкие месторождения исчерпаны, и теперь ему невыгодно реализовывать газ на внутреннем рынке по цене $50 за тысячу кубометров. Поднимется цена на газ – последует цепочка инфляции, а за ней волна недовольства. Уже сейчас некоторые депутаты возмущаются: у нас не все деревни газифицированы, а «Газпром» вкладывает огромные средства в «Зенит» да еще заключил 10-миллионный спонсорский контракт с немецким клубом «Шальке-04». Конечно, все это не более чем политическая риторика, поскольку в общей структуре бюджета самой мощной государственной газовой корпорации наверняка на газификацию отдаленных деревень заложены не меньшие расходы, чем на развитие футбола. Кто может запретить Миллеру, так же как и Алекперову или Федуну, распоряжаться финансовыми потоками по собственному усмотрению? Только один человек, не будем поминать его имя всуе. Вряд ли он станет это делать, так как круг вопросов, которые приходится ему решать, настолько широк, что нет времени обращать внимание на то, сколько получает футболист Мосисито и почему.
Однако пройдет два-три года, и ситуация может измениться. Возможность «доить» спонсоров и госструктуры исчезнет. Не поймет общественность, почему 23-летний футболист получает несколько миллионов долларов в год, а шахтер или бурильщик, который добывает природное богатство, – 40–50 тысяч рублей в месяц и при этом должен быть доволен жизнью.
К чему я все это говорю? К тому, чтобы клубы премьер-лиги не думали, будто деньги будут литься к ним рекой всегда. Надо использовать момент и подниматься на ноги самим, добиваться самоокупаемости. Иначе в один прекрасный момент можно остаться у разбитого корыта.
Это касается и дотируемых государством команд. Самарским «Крыльям Советов» деньги выделяет губернатор, но они собираются хотя бы на 40 процентов покрывать собственные расходы. Когда ознакомился с их бизнес-планом, понял, что это вполне реально. Если команда будет играть ярко, стадион, на котором будет выстроена четвертая трибуна, станет заполняться. Футбол в Самаре любят. Умножьте 30 тысяч человек на 500 рублей (в среднем) – получится 15 миллионов за игру. Грубо говоря, $500 тысяч. За сезон набежит около 7 миллионов. Подспорье? Безусловно.
Получаю копейки, но езжу на «порше»
Не секрет, что во многих наших клубах с зарплатами и премиальными – весьма запутанная ситуация. Люди расписываются за одни суммы, реально получают другие, а в ведомостях, которые отправляются в налоговые органы, значатся третьи. Еще при подписании контракта все эти вопросы обговариваются и заключается джентльменское соглашение. Такую-то часть – в кассе, такую-то – в конверте. Или наоборот – ставишь подпись, что получил 100 тысяч, на самом деле берешь 50. Вторая схема придумана нечистыми на руку менеджерами, «выкачивающими» деньги из хозяев и работающими таким образом на собственный карман. Двойные стандарты до добра, естественно, не доведут и цивилизованности нашему футболу не добавят.
Недавно прочитал интервью одного молодого футболиста, через раз попадающего по мячу. Не стану называть фамилию, так как образ в общем-то типичны. У него спрашивают: сколько вы получаете? Отвечает: 4 тысячи долларов. Через несколько абзацев следует вопрос: какие марки машин предпочитаете? Оказывается, парень ездит на «порше». Каким образом при зарплате 4 тысячи можно приобрести автомобиль, который стоит больше ста тысяч?
В НХЛ после долгих и упорных переговоров пришли к следующему консенсусу. Потолок совокупной зарплаты игроков клуба – $39 млн. Максимально одному хоккеисту можно выплачивать до 20 процентов от этой суммы, то есть чуть менее $8 млн. Год поиграли по этой системе, лига заработала $2 миллиарда сверх бизнес-плана. Решили поднять совокупную разрешенную зарплату до $45 млн.
В НБА потолок совокупной платежной зарплатной ведомости – $57,5 млн. Все, что сверх этой суммы, обкладывается штрафом один к одному. То есть, если ты платишь своим баскетболистам на $10 млн больше, чем установлено, будь добр еще миллион перечислять лиге. Невыгодно. Для того чтобы смягчить удар, ввели «правило амнистии». Согласно этому правилу каждый клуб может вывести одного своего самого высокооплачиваемого баскетболиста за пределы общей ведомости. То есть его оклад в $57,5 млн не включается.
В чем коренные отличия? Самое главное – это самостоятельно существующие лиги, которые не подчиняются никаким международным федерациям и развиваются по собственным правилам. Второе – баскетбольная и хоккейная лиги – это колоссальный, многомиллиардный бизнес. И третье – главные действующие лица здесь не клубы, а советы НХЛ и НБА.
В футболе все и проще, и сложнее. Заполняемость стадиона и контракт с телевидением – основные статьи дохода. Недавно «Реал» продал права на телетрансляции за 1 миллиард 100 миллионов евро на 7 лет.
То, что на футболе можно зарабатывать, поняли и российские олигархи. Руководитель группы компаний «Ренова» Виктор Вексельберг приобрел права на трансляцию матчей сборной Аргентины. Организует 24 товарищеских матча, за каждый из которых выплачивает аргентинской федерации по $750 тыс. В начале сентября на паях со швейцарской фирмой, которая представляла интересы бразильской сборной, они заработали около $10 млн.
У нас говорить о потолке зарплат рано. Для этого футбол должен стать бизнесом, бюджеты клубов должны стать прозрачными, зарплаты – «белыми», лига должна быть наделена особыми полномочиями и правами. Пока абсолютно никаких предпосылок к этому нет.
В тему
- По данным журнала «Финанс», в первой двадцатке самых высокооплачиваемых спортсменов России нет ни одного футболиста. 17 человек – хоккеисты, выступающие в НХЛ, а также баскетболист Андрей Кириленко и теннисисты Николай Давыденко и Мария Шарапова. При этом Шарапова возглавляет список, а Давыденко с двумя миллионами долларов замыкает. В следующем году «богатеям» однозначно придется потесниться из-за Андрея Аршавина, заключившего выгодный контракт с «Зенитом».
- Президент ФИФА Зепп Блаттер обрушился с критикой на руководителей богатых европейских клубов. «Они имеют в своем распоряжении 25, а то и 30 футболистов мирового уровня. На поле выходит 11 человек, остальным же приходится сидеть на скамейке запасных. Подобная политика приводит к дефициту хороших футболистов на трансферном рынке», – считает Блаттер.
- Форвард сборной Украины и лондонского «Челси» Андрей Шевченко, за переход которого из «Милана» Роман Абрамович заплатил 45 млн евро, получает в своем новом клубе 180 тысяч евро в неделю. По мнению главного тренера «аристократов» Жозе Моуриньо, Шевченко, забивший пока всего три гола, не отрабатывает этих денег. Возможно, «Челси» обменяет нападающего на Давида Вилью из «Валенсии».
- Шотландский форвард Гарри О’Коннор, приобретенный «Локомотивом» перед началом сезона, по некоторым данным, обошелся «железнодорожникам» в 1,6 миллиона фунтов стерлингов. Его зарплата в 2006 году составляла 16 тысяч фунтов стерлингов ($30 тыс.) в неделю.
Кстати
- Потолок зарплат, как и сам футбол, придумали англичане. В 1901 году британцы установили верхний предел оплаты труда игроков на уровне 4 фунтов стерлингов в неделю. В 1920 году планку подняли до 9 фунтов, а к началу 1960-х – до 20.
- Поводом к отмене ограничений на зарплаты послужила всеобщая забастовка, состоявшаяся в 1961 году. Ее организаторами выступили профсоюз футболистов и агенты. Хозяевам клубов пришлось пойти на уступки и принять требования взбунтовавшихся подчиненных.
На сегодняшний день средний заработок футболистов английской премьер-лиги – около 50 тысяч фунтов стерлингов в неделю. Звезды первой величины получают по 100–150 тысяч фунтов.
Самые высокооплачиваемые футболисты России
Андрей Аршавин, форвард «Зенита», 25 лет – 2,5 млн евро
Фатих Текке, форвард «Зенита», 29 лет – 1,7 млн евро
Дмитрий Лоськов, полузащитник «Локомотива», 32 года – 1,5 млн евро
Сергей Игнашевич, защитник ЦСКА, 27 лет – 1,5 млн евро
Егор Титов, полузащитник «Спартака», 30 лет – 1,4 млн евро
Павел Погребняк, форвард «Зенита», 23 года – 1,3 млн евро
Роберт Воскеричан, профессор, заведующий кафедрой спортивного менеджмента Института бизнеса и права, эксперт «Спорта»