Юрий Калитвинцев: "Суркис взял меня больного в команду"
Украинские футболисты-юниоры (до 19 лет) впервые в истории выиграли континентальное первенство. К этому успеху нашу команду привел знаменитый в прошлом футболист, экс-капитан киевского "Динамо" и национальной сборной Юрий Калитвинцев. Телефонный звонок "ФАКТОВ" застал наставника юниорской сборной на отдыхе.
"Накануне финала с англичанами вообще не мог заснуть"
- Поздравляем вас, Юрий Николаевич, и ваших ребят с успешным выступлением на чемпионате Европы. Еле дозвонилась. Вас, наверное, уже замучили звонками с поздравлениями.
- Ничего страшного. Раз мы выиграли, так теперь что же мне - вообще телефон в руки не брать?
- Где отдыхаете? Небось, в заморских краях?
- Да нет, вырвался на недельку с друзьями под Киев. Через два дня уже приступлю к работе.
- Почему вы так рискованно - за два месяца до чемпионата - взялись тренировать нашу юношескую команду?
- Я верил в этих ребят. И дело не в двух месяцах труда. К тому же пришлось взаимодействовать со многими людьми, которых знал по четырехлетней работе в "Динамо".
- Ваша дочь Настя - дипломированный психолог. Вы советовались с ней, как лучше настроить команду перед важным турниром?
- Да. Настя недавно закончила с отличием Национальный университет имени Тараса Шевченко. Ей 22 года. Дочка была одной из первых, кто протестировал ребят. После этого каждый из моих подопечных стал для меня как бы открытой книгой. Вот ведь как: мне мальчишки могли не открыться, а ей доверились. Так что мне было довольно легко работать с ними - я уже немного знаю их внутренний мир.
- Накануне финальной игры с англичанами крепко спали?
- Вообще не мог заснуть. Врать не стану - переживал. Хотя, если честно, в глубине души почему-то был уверен, что мы выиграем. Думаю, эта уверенность и ребятам передалась.
- После первой ничьей украинцев на чемпионате Европы вы сказали, что среди отличившихся можете назвать лишь... врача сборной, а не футболиста.
- Это фраза из разряда многократно перекрученного журналистами факта. Я ведь пошутил тогда. Ну как лучшим игроком может быть доктор? Просто в ходе той игры был момент, когда травмировались наш футболист и игрок из команды соперников. Наш врач выбежал на поле, чтобы оказать помощь обоим.
- Если серьезно, кого из молодых игроков можете отметить по итогам чемпионата?
- Мы были сильной командой - это главное. Постараюсь сохранить в них настоящий спортивный дух, преданность, честность. Кто знает, как может успех, свалившийся на совсем еще молодых ребят, повлиять на их неокрепшую психику. Постараюсь внушить им, что европейское "золото" - лишь маленький шаг вперед.
"За победу нам на 40 человек дали 500 тысяч долларов"
- В средствах массовой информации сообщалось, что каждый ваш подопечный за победу на европейском первенстве по 50 тысяч долларов получил. Это верно?
- У нас любят считать чужие деньги. Нам дали на команду 500 тысяч долларов. Я рассчитал призовые, и поверьте, что там и десятью тысячами не пахнет. Раскиньте 500 тысяч на сорок человек...
- Сергей Рыбалка посвятил гол своей маме, у которой был день рождения. А вы посвящали кому-то свои голы?
- Конечно. Каждый гол. Правда, я мало забивал, поэтому всегда легко было найти повод для посвящения. Не всегда это были радостные поводы. Накануне одного матча у меня умер близкий друг. На его похоронах пообещал, что завтра забью гол. Когда забил, у меня в глазах слезы стояли. Слово свое я сдержал. Когда ребята подошли ко мне с объятиями, то поняли, что это был за мяч.
- У вас за плечами блистательная футбольная карьера и не менее успешная нынешняя тренерская деятельность. В чем вы себя считаете более состоявшимся - как футболист или как тренер?
- Как футболиста я себя давно уже похоронил. Лет девять назад повесил бутсы на гвоздь. Поэтому мне уже давно не интересно отвечать на вопросы, где, когда и как я играл. Это в прошлом. Делаю все возможное, чтобы обо мне теперь говорили не как об известном в прошлом футболисте, а как о тренере.
- Это правда, что с девятнадцати лет вы вели тренерские дневники?
- Меня действительно всегда интересовало то, что предлагал тренер. Старался записывать все тренерские секреты, хотя и не предполагал тогда, что сам когда-нибудь стану тренировать. Как показала практика, те записи стали для моей теперешней работы большим подспорьем.
- Сколько насобирали таких дневников за 15 лет карьеры?
- Да какие там дневники? Там бумажечка, там тетрадочка, там блокнотик... Частенько пересматриваю эти записи. Мне повезло с наставниками, потому что я работал с такими выдающимися тренерами, как Валерий Лобановский, Анатолий Бышовец, Виктор Прокопенко, Николай Павлов, Константин Бесков, Леонид Колтун, Валерий Газзаев, Валерий Овчинников. От каждого старался взять что-то, чтобы выработать свое направление в футболе как тренера.
"Продолжил славную традицию наших футболистов - женился на гимнастке"
- У вас солидный семейный стаж. С супругой Ольгой живете вот уже 21 год. Как познакомились?
- Со школы знаем друг друга. Оля занималась художественной гимнастикой. Так что я продолжил славные традиции многих наших футболистов жениться на гимнастках. Предложение сделал, когда мы с ней учились в одном институте.
- И она сразу согласилась?
- А вы бы не согласились (смеется)? Ну как мне можно было отказать? Ухаживал за Олей красиво, старался быть оригинальным в подарках...
- Отмечаете день бракосочетания?
- Нет. Так уж у нас в семье сложилось. Отмечаем только дни рождения - свои и детей. Правда, свое 40-летие (5 мая 2008 года. - Авт.) я пропустил. Отмечать эту дату мне запретили друзья. Вообще-то я не суеверный. Ну какая, скажите, разница, с какой ты ноги встаешь? Считаю, что суеверия - прерогатива слабых людей, не способных управлять своей жизнью.
- А что это за история, когда вы чуть ли не на костылях приехали в Киев по приглашению Григория Суркиса? Что в ней правда, а что вымысел?
- Я действительно решился подписать контракт с киевским "Динамо", будучи на костылях. Травму получил, когда выступал за нижегородский "Локомотив". В последнем матче чемпионата России-94 игрок владикавказской "Алании" врезал мне по берцовой кости. Потом говорили, что хруст раздробленной ноги слышал буквально весь стадион...
А с Григорием Михайловичем мы познакомились в Москве. Когда я пришел к нему в гостиницу украинского посольства - в костюме и на костылях, Суркис сказал с улыбкой: "Я никогда в жизни еще не покупал футболиста на костылях". Тем не менее, мы нашли с Григорием Михайловичем общий язык. Он взял меня, больного, в команду, и с тех пор я стараюсь его не подводить.
- А вдруг бы вы играть после травмы не смогли?
- К травмам в футболе всегда относился спокойно. Это неизбежная составляющая спорта. В гипсе я был тогда полтора месяца, но когда его сняли, оказалось, что перелом еще не зажил. Но динамовские врачи, в том числе и знаменитый доктор Малюта, решили обойтись без повторного гипса. Профессионализм медиков киевского "Динамо" сделал свое дело - уже через месяц я тренировался в общей группе.
- Что вам как специалисту дало общение с великим Лобановским?
- Школа Валерия Васильевича - это бесценный жизненный и спортивный опыт. В бытность тренерства Лобановского я два года был капитаном "Динамо" и сборной. Когда уже и сам занялся тренерской деятельностью, приняв ужгородское "Закарпатье", часто встречался с Валерием Васильевичем. Мы могли беседовать с ним часами.
- Снится сейчас?
- После смерти он часто приходил в мои сны. Валерий Васильевич давал мне какие-то советы. Теперь уже снится гораздо реже. Наверное, "отпустил", когда поверил в меня как в тренера...