Главврач "Металлурга": "Восстановление Мгуни идет лучше, чем ожидалось"
Работа сотрудников медицинской службы в любом футбольном клубе не просто важная, а архиважная. От того, в каком физическом состоянии находятся игроки, во многом зависит и результат, которого могут добиться футболисты. Сегодня мы решили познакомить наших читателей с главным врачом ФК «Металлург» Александром Виркуном. Александру Анатольевичу 49 лет, и в любой компании он душа и заводила. Веселый, открытый, жизнерадостный человек, настоящий профессионал, за советом и помощью к которому можно всегда обратиться. А он всегда поможет.
— Родился я в Донецкой области, в городе Константиновка, — говорит Александр Анатольевич. — После окончания школы решил заниматься медициной и с этим намерением поступил в Донецкий техникум физкультуры, а затем, после его окончания, в медицинский институт. Учеба мне давалась легко, и после того, как я получил второе образование, решил начать самостоятельную работу в своем родном городе. В городской больнице я проработал без малого двадцать лет — с 1985 по 2003 год. Интересное было время, да и знания, которыми я обладал, я подкрепил практикой. Работал я по своей основной специальности — хирургия. Также необходимо добавить, что в 2002 году я закончил харьковскую аспирантуру.
— Александр Анатольевич, а как вы решились попробовать свои силы в спортивной медицине?
— Дело в том, что меня знали в футбольном мире и предложили попробовать свои силы в футбольной команде. Первой командой, в которой я трудился, был «Шахтер-2», который тогда руководил Евгений Король. Дальше была работа в Болгарии и Казахстане. И все же я вернулся на Украину. На тот момент главный тренер полтавской «Ворсклы» Владимир Мунтян пригласил меня работать в команду, где я и трудился на протяжении полутора лет.
— А когда вам поступило предложение попробовать свои силы в донецком «Металлурге»?
— В августе 2005 года ко мне с предложением обратились руководители команды и предложили возглавить медицинскую службу. Скажу честно, я быстро согласился. Мой любимый клуб, да и еще из моего региона — от такого приглашения не отказываются. В Полтаве, я считаю, неплохо потрудился, там замечательные люди, но инфраструктура донецкого «Металлурга», условия для работы и восстановления игроков на совершенно другом уровне.
— И как вы можете охарактеризовать условия для работы в «Металлурге»?
— Они безупречные. Учебно-тренировочная база клуба соответствует наивысшему уровню. В свое жизни я часто бывал за границей, видел условия для работы медицинской службы ПСВ «Эйндховен», «Байер» (Леверкузен) и некоторых других и скажу честно, — мы их превосходим. А ведь эти клубы относятся к числу ведущих в Европе.
— Сколько в медицинской службе донецкого «Металлурга» работают сотрудников?
— 6 врачей, 4 массажиста и 3 лаборанта. Получается 13 человек, которые работают не только в первой и молодежной команде, но детско-юношеской школе. Полагаю, они справляются с поставленными задачами, хотя нагрузка на них выпадает немалая. Возможно, в ближайшей перспективе мы перейдем на более узкую специализацию наших специалистов.
— Жизнь не стоит на месте и всем необходимо получать новые знания. Как с этим обстоит дело у вас и ваших подопечных?
— Постоянно наши сотрудники проходят обучение у профессора Сокрута на кафедре спортивной медицины в Донецке, а также в Киеве на базе государственного физического диспансера. Мы постоянно получаем новые знания, общаемся с коллегами из других регионов. В самое ближайшее время, наверное, это будет в октябре, наш врач-реабилитолог Сергей Квасов и заведующая нашей лаборатории Виктория Горохова отправятся в Германию на специализированные курсы.
— А с кем из других футбольных клубов вы общаетесь?
— Прежде всего, с нашими соседями. Пако Биоска и Артур Глущенко из «Шахтера» наши хорошие друзья. Вместе мы обмениваемся опытом, консультируем друг друга. Очень часто мы профессионально делимся мнениями с главврачом «Ворсклы» Николаем Игнатенко, начальником медицинской службы луганской «Зари» Максимом Жалибиным.
— Как вы считаете, за последние лет 10 выросла ли квалификация врачей, которые работают в футбольных командах?
— Уровень вырос и весьма значительно. Медицина развивается постоянно и диагностика, методы лечения более эффективны и разнообразны. Теперь к каждому футболисту есть свой, индивидуальный подход. Наша служба самым внимательным образом следит и за питанием футболистов, проводит витаминизацию и диспансеризацию игроков.
— Каков, зачастую, рабочий день главврача донецкого «Металлурга»?
— Сейчас, в жаркий период времени, тренировки, зачастую проходят в вечернее время. Допустим, тренировка назначена на 18 часов. Мой рабочий день начинается в 7 утра. Еду на базу, общаюсь с больными или с игроками, которые проходят восстановление после перенесенных травм. Затем мне необходимо доложить руководству команды и главному тренеру кто, в каком физическом состоянии находится. Далее необходимо составить план подготовки на предстоящий день и дать задания нашим сотрудникам. Необходимо самым тщательным образом проконтролировать работу, где-то помочь советом.
Следующим этапом является организация питания футболистов на нашей базе. Совместно с заведующей нашим рестораном мы вырабатываем меню. Если ли есть необходимость лабораторных исследований, то и они проводятся у нас на базе. Перед тренировкой мы общаемся с игроками, проводим взвешивание, проверяем давление. Только максимально здоровый игрок допускается к тренировочному процессу. Ведь это же здоровье людей и с этим шутить нельзя. Также, совместно со своим штабом готовим сауну, бассейн, джакузи с тем, чтобы футболисты, по окончанию тренировки могли восстановиться. Вот так и проходит мой рабочий день.
— Насколько главный тренер команды Николай Костов использует ваши данные в своей работе?
— Могу сказать, что наш наставник самым внимательным образом прислушивается к нашему мнению, и я за это ему благодарен. У нашего тренера работа поставлена не стихийно, а используется, во всем, научный подход. Николай Костов еще достаточно молод, но в своей работе он аккумулировал все самое лучшее. Всегда в своей работе я советуюсь с нашим тренером, и мы приходим к разумному компромиссу.
— Александр Анатольевич, почему так бывает, что один игрок за всю свою карьеру не получает серьезных травм, а кто-то буквально не выходит из врачебного кабинета?
— Я думаю, что профессиональному футболисту необходимо профессионально относиться к своим обязанностям. Футболисту отведено совсем немного лет в своей карьере — всего-то лет 10-12 и их необходимо провести весьма продуктивно. Полагаю, что травмы, в основном «находят» игроков, которые слабо развиты физически и подвержены травматизму.
— А где чаще футболисты получают травмы — в играх или на тренировках?
— Думаю, что ситуация здесь примерно равная — 50 на 50. В тренировке, зачастую игрок не ожидает худшего и теряет концентрацию. А вот в играх, я сам видел, как некоторые соперники стараются специально сыграть жестко или скорее жестоко. Все понятно, есть ответственность за результат, желание выступить как можно лучше перед своими болельщиками, но, на мой взгляд, грань переходить нельзя.
— Хотелось бы вас спросить про травму одного из ведущих игроков команды Мусавенкоси Мгуни.
— Он ее получил на тренировке, за пару дней до домашней игры с «Аустрией». Диагноз, который поставили Мгуни после проведенного обследования МРТ — закрытое внутрисуставное повреждение левого коленного сустава. Также был обнаружен и разрыв задней крестообразной связки. Мы решили отправить Мусавенкоси на дополнительное обследование в Германию, в одну из лучших клиник Европы, которая находится вблизи Мюнхена. Именно в этой клинике, в свое время удачно лечили Виталия Кличко, Михаэля Баллака. Там сделали повторное МРТ и наш диагноз подтвердился.
— А сами вы много времени уделяете собственному здоровью?
— Конечно. Раньше, когда я был молодой, то профессионально занимался борьбой, теперь же стараюсь поддерживать свою физическую форму, занимаюсь в тренажерном зале. Несколько раз в месяц, с сотрудниками команды мы играем в футбол. Страсти на поле возникают еще те. Любимое место на футбольном поле — центральный полузащитник.
— А игра какого футболиста у вас вызывала восхищение?
— На чемпионате мира 1982 года в Испании всех очаровала сборная Италии. В ее составе играл левый полузащитник Пауло Конти. Как же он обращался с мячом! Его технике мог позавидовать кто угодно. Его игру, кстати, я видел вживую ранее. В 1978 году «Шахтер» играл в Кубке УЕФА с итальянским «Ювентусом». Я был на том матче и уже тогда заметил его высочайший класс.
— Наверняка сейчас, для вас, донецкий «Металлург» сильнейший клуб из тех команд, где вы работали?
— Без сомнения. С момента образования «Металлург» стал для меня любимым клубом, который имеет свой почерк. По игре, считаю, мы не уступаем, ни «Динамо», ни «Шахтеру». А в некоторых моментах мы и превосходим наших грандов. Считаю, что нам надо немного времени и все болельщики увидят нашу команду в числе законодателей мод в украинском футболе.