Вадим Шевченко: "Шандор будет предупрежден"
Чемпионат Украины подошел к экватору первого круга — позади семь туров. На этом своеобразном промежуточном финише мы решили поговорить с председателем Комитета арбитров ФФУ Вадимом ШЕВЧЕНКО о состоянии дел в отечественном судейском корпусе и о последних тенденциях в сфере его компетенции.
Обойдемся без иностранцев
— Вадим Викторович, проводилось ли в этом году накануне старта первенства голосование президентов клубов по кандидатурам рефери, обслуживающих матчи Премьер-лиги?
— Между Премьер-лигой и ФФУ действует договоренность по этому вопросу. Сам опрос президентов проводит Премьер-лига, и о результатах мы узнаем, только если какой-либо арбитр получил как минимум девять голосов против. В таком случае мы не включаем этого судью в списки для обслуживания поединков в элитном дивизионе. Непосредственно от клубов пожелания по конкретным кандидатурам нам не поступают.
— Планируется ли в этом году приглашение иностранных рефери для обслуживания матчей чемпионата и Кубка Украины?
— Перед началом сезона Исполком ФФУ принял решение отказаться от такой практики.
— По ходу сезона приходилось ли вам сталкиваться с нареканиями со стороны президентов клубов на работу того или иного арбитра?
— Пока что этот процесс не выходит за рамки утвержденной процедуры: в Экспертную комиссию ФФУ от клубов поступают обращения с просьбой рассмотреть действия рефери в конкретном поединке. Комиссия принимает решение, отправляет этот документ в клубы и нам. Иногда клубы, получив заключение, на основании этого документа обращаются уже непосредственно-к нам и требуют отстранить определенных судей, запретить им вообще обслуживать матчи. В частности подобные требования поступали от запорожского «Металлурга» и «Арсенала». Бывают и случаи, когда от имени клубов с аналогичными предложениями к нам обращается Премьер-лига.
— Можете привести конкретные примеры?
— Дело в том, что когда арбитр или ассистент получает неудовлетворительную оценку за поединок, он продолжает работать. Но как только на протяжении сезона у него появляется еще одна «двойка», этот человек тут же автоматически переводится в первую лигу. Например, Евгений Геренда уже имеет один «неуд», но работает, пока не получит второй. Компанию ему составляют Александр Дердо, Владимир Сиренко и несколько ассистентов. Как правило, «двойку» судья получает от инспектора матча. Однако бывают случаи, когда инспектор выставляет положительную оценку, но по результатам заседания экспертной комиссии она превращается в неудовлетворительную.
— Может быть, чтобы свести к минимуму количество претензий, есть смысл выезжать в команды, организовывать занятия, объяснять футболистам различные нюансы арбитража?
— Мы предлагаем клубам проводить подобные мероприятия, но, чтобы они состоялись, мы должны сперва получить приглашение. В частных беседах представители ФК соглашаются с тем, что такая практика полезна, однако затем, наверное, об этом забывают. Видимо, текущие заботы не позволяют им заняться этим вопросом вплотную. Жаль, ведь обоюдная польза от таких мероприятий очевидна. В частности, если бы в командах ознакомились с нашими видеоматериалами, некоторые спорные моменты вообще бы не возникали.
Шандор получил предупреждение
— Одним из самых резонансных поединков за последнее время в плане арбитража был матч на Кубок Украины «Металлист» — «Динамо». Что вы можете сказать о работе Андрея Шандора в этой игре?
— 21 сентября проходило заседание комитета арбитров. Одним из вопросов было как раз рассмотрение работы рефери в упомянутом поединке. Там возникло два момента, вызвавших затем бурное обсуждение в СМИ. Свое видение этих эпизодов излагали многие специалисты.
Наше коллективное мнение следующее. Шандор получил за этот матч положительную оценку, следовательно, отработал хорошо. Однако на 52-й минуте судейская бригада зафиксировала игру рукой со стороны футболиста «Динамо» за пределами штрафной площади. После многократного просмотра эпизода с различных ракурсов мы пришли к выводу, что касание мяча все же произошло в штрафной, и следовало назначить 11-метровый. Однако винить арбитра и ассистента не в чем: они занимали на поле позиции в соответствии с рекомендациями ФИФА, но абсолютно объективно оценить ситуацию из своего положения не могли. Даже нам, располагающим техническими средствами и не ограниченным во времени, оказалось непросто это сделать. Помогла лишь одна камера, расположенная за воротами.
Что касается еще одного резонансного эпизода того поединка, в котором Олейник оказался на газоне в штрафной «Динамо» после единоборства с Мандзюком, то мы пришли к выводу, что судья поступил совершенно правильно, расценив падение игрока «Металлиста» как симуляцию.
Тем не менее, учитывая упомянутый эпизод на 52-й минуте, комитет арбитров решил вынести Шандору и ассистенту Валенко предупреждение в соответствии с дисциплинарными правилами ФФУ.
— Как вы можете прокомментировать ситуацию с Олегом Ореховым, который работает в первой лиге, но тем не менее регулярно вызывается УЕФА для обслуживания международных встреч?
— Здесь все просто. Орехов имеет статус арбитра ФИФА и поэтому выезжает на международные матчи. Причем он там работает на таком высоком уровне, что УЕФА просто не может его не вызывать. У нас он задействован в первой лиге, подчеркну, временно. Рейтинг Орехова по итогам прошлого сезона не позволил ему оказаться в списке для обслуживания поединков Премьер-лиги. Одна из причин заключается в том, что он судил слишком малое количество матчей.
Шансы вернуться в Премьер-лигу имеют и другие рефери, например, Сергей Березка. Происходит постоянная ротация между лигами. По итогам круга составляются рейтинговые таблицы, и люди, занимающие последние места в Премьер-лиге, отправляются в первую, и наоборот. Правда, в этой системе есть определенные нюансы. Комитет арбитров подходит к вопросу не буквально, а комплексно. Например, учитывается географическое представительство. Скажем, те же упомянутые Орехов и Березка — киевляне, а мы не можем допустить, чтобы представители столицы или какого-то другого региона преобладали в списке. Ведь мы стараемся не назначать киевских судей на поединки не только трех столичных команд, но и их конкурентов за места в таблице.
— Олег Орехов, кстати, является одним из арбитров, которые в нынешнем сезоне обслуживают матчи Лиги Европы в составе расширенной бригады. По итогам первого тура этого турнира, что вы можете сказать об эксперименте?
— Я просматривал поединок «Брюгге» — «Шахтер», а в том матче просто не возникало таких моментов, в которых в эпицентре мог бы оказаться один из дополнительных ассистентов, работавших за воротами. Так что пока не могу делать какие-либо выводы. Давайте относиться к этому как к эксперименту, пускай пройдет время, и в конце сезона мы сможем составить какое-то мнение о целесообразности такого новшества. Кстати, в упомянутых эпизодах в харьковском поединке помощник за воротами очень пригодился бы Шандору.
— Для внедрения такого новшества необходимо техническое оснащение. У нас же пока на матчах Премьер-лиги даже классические ассистенты не располагают средствами радиосвязи с главным арбитром.
— Этот вопрос в настоящий момент находится в стадии решения. Сейчас в Премьер-лиге 22 рефери. Обеспечить каждую бригаду комплектом радиосвязи — недешевое удовольствие. В конце прошлого сезона мы нашли предприятие, которое готово было пойти нам навстречу, помочь в приобретении переговорных устройств. Однако в связи с колебаниями валютных курсов цена поставщика увеличилась, и спонсорских средств оказалось уже недостаточно. Нужно немного подождать, сейчас ведутся переговоры, и если производитель немного снизит цену, сделка может скоро состояться.
Можно пойти и по другому пути. Если Премьер-лига обяжет клубы приобрести по комплекту радиосвязи, тогда устройства будут «привязаны» не к бригаде арбитров, а к конкретному стадиону, будут находиться в судейской комнате вместе с другим инвентарем. В ближайшее время мы определимся, каким образом будем решать данный вопрос.
Орехов пока в гордом одиночестве
— Кроме Олега Орехова, какие еще наши арбитры привлекаются для обслуживания еврокубковых матчей?
— Несколько судей будут представлять нашу страну, обслуживая поединки молодежных сборных, но на матчах групповых турниров еврокубков в текущем сезоне будет работать только бригада Орехова. Просто этот рефери находится гораздо выше других наших арбитров по рейтингу. На предварительных стадиях еврокубков в этом году работали, в частности, Ищенко, Шандор, Швецов.
— Вы получаете информацию от УЕФА, какую оценку выставили нашему арбитру за обслуживание того или иного поединка?
— Безусловно, эти данные Союз европейских футбольных ассоциаций предоставляет нам незамедлительно, по электронной почте. Без ложной скромности скажу, что в рапортах инспекторов наши рефери в последнее время отмечены очень хорошими оценками. Как правило, они получают баллы в районе 8,3. Эти цифры свидетельствуют о высокой квалификации наших специалистов.
— А какова ситуация с подготовкой резерва? Есть на горизонте молодые, перспективные судьи?
— Раньше мы регулярно проводили сбор «Молодые таланты». Однако в этом сезоне в эти же сроки, в конце октября, вместо него мы решили организовать семинар для арбитров до 25-ти лет, работающих на матчах детско-юношеской лиги. Там мы сможем познакомиться с ближайшим резервом. Ситуация нормальная, рабочая. Мы находимся в постоянном поиске. У нас во второй лиге много молодых судей, но мы все равно ищем еще более молодых.
— В заключение хотелось бы узнать, какие санкции ожидали бы нашего арбитра, если бы он во время поединка, подобно швейцарцу Массимо Бузакке, решился на неприличный жест в адрес болельщиков?
— Я уверен, что среди наших рефери нет никого, кто бы мог опуститься до такого, так что подобная ситуация в нашем судейском корпусе исключена.
Евгений ПАШУТИНСКИЙ, газета «Команда»