Василий Кобин: "Я перешел на новый уровень"
Василий Кобин стремительно ворвался в когорту топ-игроков — переход в "Шахтер", яркий дебют в новом клубе, участие в матче за Суперкубок УЕФА, вызов в национальную сборную. Сейчас, накануне решающего матча против Англии за право продолжить борьбу за путевку на Мундиаль, практически никто не сомневается, что Алексей Михайличенко доверит Кобину место на поле. Важной фигурой Василий стал и в "Шахтере".
Итак, давайте поближе познакомимся с воспитанником закарпатского футбола, экс-капитаном "Закарпатья" и "Карпат", которому, при всех его достижениях, всего 24 года, то есть большая часть карьеры еще впереди.
"Для нашей сборной это последний шанс"
— Василий, что думаете накануне противостояния с англичанами?
— Сборная Англии — команда, которая претендует на самые заветные трофеи турниров, в которых она принимает участие. В том числе — Чемпионат мира. Она ставит цель победить на ЧМ. То, что они вышли из группы, еще ничего не доказывает. Они приедут на Украину и будут доказывать, что их первое место не случайно. Будут настраиваться на игру как на последнюю. Не играет роли, первый состав или второй приедет. Там равноценные два состава. Думаю, наоборот. Если выйдут те люди, которые поменьше играли, они будут доказывать тренеру свою пригодность. То, что они могут играть и приносить команде пользу. Сложный будет матч. Но нам нечего терять, нужно настроиться на победу. Если не выиграем, то теряем все шансы. Для нас это последний шанс пройти в плей-офф.
— Сыграть в таком матче очень хочется?
— Конечно, конечно.
Начало большого пути
— Давайте вернемся к истокам. Что собой представляет населенный пункт под названием Страбычово, в котором вы родились?
— Страбычово находится в 10 километрах от Мукачево, районного центра. Простая обычная деревня.
— И когда вы покинули родные пенаты?
— Учился в Страбычово до пятого класса, а затем переехал в Мукачево вместе с родителями.
— Братья-сестры есть? Чем родители занимаются?
— Есть сестра — старше меня на год. Мама 25 лет проработала на кондитерской фабрике, а отец раньше занимался бизнесом. Ездил за границу.
— Страбычово подарило Украине известных людей? Помимо Василия Кобина...
— Не было особо известных. Было несколько писателей, но фамилии сейчас не вспомню. Были хорошие футболисты, их даже приглашали в киевское "Динамо". Но они отказывались, так как не было смысла в те годы уезжать из дому.
— Каким было начало футбольной карьеры?
— Начинал играть в сельской команде. Была команда, которая играла на первенство района. Затем области. Не было группы, как это обычно делается — одногодки или на год старше-младше. Были взрослые ребята, и тренер позволял мне с ними бегать. Все парни были старше меня на три-четыре года. А уже в Мукачево поступил в ДЮСШ. Учился в спортивной школе, где начал уже каждый день тренироваться, всерьез заниматься футболом. И играть в разных турнирах.
— А затем вы попали в "Закарпатье". Как это произошло?
— Традиционно. Был турнир в Ужгороде, в котором участвовало Мукачево. Мы тогда проиграли финал местной команде, но тренер Ужгорода Михаил Иваница взял меня в свою команду. Не меня только — набрали парней со всей области. Создали сборную области, которая выступала в чемпионате Украины. Сначала среди своих ровесников. А затем, когда команда вылетела из высшей лиги, нас, молодых и перспективных, забрали в команду, которая выступала в первой лиге. Отыграл в "Закарпатье" один сезон в первой лиге — вышли в высшую. Затем два года в высшем эшелоне провел. Команда снова вылетела, и я перешел в "Карпаты".
— Кто во Львов пригласил?
— Меня приглашал Юрий Михайлович Дячук-Ставицкий — тренер "Карпат" на тот момент. Как только я пришел в команду, тренер поменялся — возглавил команду Александр Ищенко. А Юрий Михайлович перешел на должность спортивного директора. В "Карпатах" играл 3,5 года. Сначала полгода в аренде, затем меня выкупили.
— В тот период вам дали награду — "Звезда Карпат". Что это, расскажите.
— Это награда от болельщиков. За год, который команда отыграла, они определяют лучшего футболиста. Конечно, приятно, когда фанаты признают тебя лучшим в команде. Это стимул для себя — ты лучший, на тебя все смотрят. Нужно показывать пример.
— Вскоре вы стали капитаном "Карпат"...
— Да. Капитаном был Ищенко, но он уехал в "Шахтер". Он был лидером, незаменимым игроком. Пришел новый тренер и нужно было определяться с новым капитаном. Мы все сделали свой выбор — проголосовали за Сергея Пшеничного. Но он получил серьезную травму, операцию перенес, пропустил сборы. И команду на игры выводил я — я был вице-капитаном.
— Волновались?
— Люди становятся капитанами и в 19-20 лет. Фернандо Торрес выводил команду на поле, когда ему было 19. Был лидером. Ничего такого в этом нет. Не играет роли, сколько тебе лет. Тот же Дима Чигринский выводил команду несколько раз, когда ему 21 год был. И ведь это не "Карпаты", а "Шахтер" — команда играла в еврокубках, и неплохо играла.
— Когда вы осознали, что футбол — это уже не увлечение, а профессия?
— Когда попал в "Закарпатье" в первую лигу. В команде было пять ребят, которым было около 33 лет. Когда ты выходишь на поле и играешь за премиальные, за деньги... Ты понимаешь, что у всех дети, их нужно кормить. Что нужно биться на поле. Если что-то не так сделаешь, команда проиграет, и эти дети останутся без ничего. Тогда понял, что это серьезная профессия, в которой можно и зарабатывать деньги, и заниматься любимым делом.
Молодежный этап
— Как складывались ваши взаимоотношения со сборными Украины? В юношескую, молодежную часто приглашали?
— Ездил в юношескую сборную (U-19), которую Павел Яковенко тренировал. Я тогда еще за "Закарпатье" играл, в первой лиге. Последнюю игру мы с "Шахтером-2" играли, 2:1 выиграли, вышли в высшую лигу. И я получил приглашение в U-19. Приехал в Киев, команда готовилась к чемпионату Европы. Нас было человек 35 на сборах. Оставалась неделя до Евро — и я получил травму, подвернул голеностоп. Не поехал на Евро...
— Досадно. А далее?
— А потом было приглашение в молодежную сборную. Отборочный турнир на Евро. У нас было только три команды в группе, и одна выходила на Евро. Мы попали на болгар и хорватов. Первый матч — у меня уже была назначена дата свадьбы — я не мог играть. Проиграли 3:0 дома болгарам. На выезде выиграли 2:1. Но никуда не попали. Это был самый короткий турнир, в котором я участвовал.
Купил Porsche Cayenne у Дарио Срны
— Расскажите о своей семье. Как жену зовут, сына?
— Жена — Вика. Познакомились с ней еще в школе. Учились в параллельных классах. Когда подросли, стали более плотно общаться. В итоге поженились. Сын — Олег, два года ему уже. Семью перевез сразу в Донецк. А вот родители остались в Мукачево.
— Нет желания их тоже в Донецк перевезти?
— Смысла нет их перевозить. Зрелые ведь люди. Да и у нас дома хорошо — климат хороший. Приезжать им в город... Думаю, они будут чувствовать себя некомфортно.
— А вам как в Донецке? Самое яркое впечатление от города есть?
— А я хорошо себя здесь чувствую. Самое яркое впечатление... До этого я в Донецк давно приезжал, и город мне на первый взгляд показался очень мрачным. Но это было лет пять назад. А сейчас город ожил, стал светлее, зеленее. Мне очень нравится.
— Гуляете по Донецку?
— Да, прогуливаюсь по центру. В парк заезжаю. Стараюсь выезжать с семьей на природу.
— Кстати, на каком автомобиле ездите?
— Купил здесь автомобиль. Porsche Cayenne у Дарио Срны.
— Ух ты. А Дарио пересел на Bentley?
— Нет, на Aston Martin.
— За вами не уследишь в этом плане.
— (Улыбается.) Да уж.
— В гости семьей ходите к одноклубникам? Или они к вам?
— Коля Ищенко ко мне заходит, Саня Чижов, когда есть свободная минутка. А так — с ребенком маленьким тяжеловато идти в гости. Бывает — встречаемся, пойдем покушаем вместе.
— Родителей давно навещали?
— Уже с полгода не был дома. Каждый третий день — игры. Только жена два раза ездила домой.
— Ребенку садик присматриваете?
— Да, смотрели садик, Олега хотели устроить. Но тогда там был карантин — ветрянка, кажется. А сейчас еще не нашли времени устроить его в садик.
"Закарпатье — как Бильбао, баски"
— Каковы были ваши ощущения накануне первого матча на "Донбасс Арене"?
— Конечно, это исторический момент. В команде на это обращают большое внимание. Ведь говорят: как начнется, так и дальше пойдет. И все настраивались на победу. Сейчас очень жесткая конкуренция в команде: нет травмированных и нужно бороться за место в основе. Чтобы выйти с первых минут и отыграть на таком прекрасном стадионе, как "Донбасс Арена".
— Ваше прозвище, говорят, Коба. А помимо этого как-то называют в команде?
— Обычно в командах называют сокращенно фамилию. Есть прозвища у некоторых, но у меня пока нету. Ребята еще не придумали.
— Странно, с учетом наличия в "Шахтере" таких балагуров как Левандовски и Рац, например. Подначивают ветераны, кстати?
— Бывает. Иногда сидим в раздевалке перед тренировкой, когда еще нет тренера, и ребята, которые играют здесь по семь-восемь лет, рассказывают, что, мол, когда они начинали в футбол играть, то пацаны, которые помладше, еще мячики им подавали. И так далее. Это во всех командах есть. Нужно нормально к этому относиться.
— А такое явление, как... назовем его западноукраинская диаспора, в "Шахтере" есть? Вы, Езерский, был Чигринский — все родом из Западной Украины.
— Нет такого! Бразильцы отдельно держатся, потому что не все еще понимают русский язык. Правда, много в чем уже разбираются и понимают все, что говорят на русском. У них менталитет такой — держаться всем вместе. У нас такого нет. Вова Езерский еще в 99-м году поехал в Киев. Уже 10 лет по всей Украине ездит. Отошел от этого всего. Я — такой же. К тому же я из Закарпатья, и у нас, в отличие от Львова, нет такого, чтобы держаться вместе. У нас вообще отдельная история. Как в Испании есть Бильбао, баски. У нас то же самое.
— Но баски и повоевать не прочь за свою независимость, горячие ребята...
— А нам за что воевать? Не за что. Все нормально пока, никто не лезет.
— А чем выделяется менталитет жителей Закарпатья на фоне Украины?
— Люди разговаривают на украинском в общем-то, но у нас он совсем другой. Рядом четыре границы — румынская, молдавская, венгерская и словацкая. В Закарпатье есть такие деревни — ты туда приезжаешь, хочешь что-то сказать на украинском или русском, а тебя никто не понимает. Все разговаривают на венгерском. Они считают себя украинцами только потому, что живут на территории Украины. По-украински два слова не могут сказать, и даже не пытаются. А менталитет... У нас люди поспокойнее. Приветливые, доброжелательные.
"Лучше поднимать украинский футбол"
— Чем вы увлекаетесь?
— Люблю послушать музыку, фильмы с женой посмотреть. Еще мне нравятся хорошие машины.
— А быстрая езда?
— Нравится. Но всему есть предел. Только когда пойти на обгон нужно. А в остальном — езжу спокойно.
— Коллекционируете что-нибудь?
— Начинаю собирать футболки. Сборной, чемпионата, еврокубков. У меня была мечта такая — собрать как можно больше футболок.
— В детстве кумир был?
— Роналдо. Начал болеть за "Барселону" еще в 94 году, после финала Лиги чемпионов.
— А какой из топ-чемпионатов вам больше всего нравится?
— Испанский. Он очень техничный.
— И болеете до сих пор за "Барсу" — самую техничную, самую атакующую, самую играющую команду мира?
— Да, только "Барса"!
— Напоследок — о планах на будущее. Надолго хотите остаться в "Шахтере"?
— Если мне выпадет шанс отработать свой контракт с "Шахтером" до конца и если мне здесь предложат новый — я не буду отказываться. Это серьезный клуб, самый сильный в чемпионате Украины. И в Европе он показал, что много чего стоит. Думаю, с "Шахтером" многого можно добиться. Да и из Украины не хочется куда-то уезжать. Поднимать заграничный футбол? Лучше поднимать украинский. Не хочу никуда уезжать, даже мыслей таких нет.
— Голова кружится от последних успехов, изменений в карьере?
— Да, если честно. Не привык к такому. Когда в "Карпатах" играл — матч в воскресенье, а потом в субботу или тоже в воскресенье. Недельный цикл. А сейчас за неделю три игры! Поначалу это было интересно, но когда прошло два-три месяца, накопилась усталость. Просто физически устаешь от этого всего. А психологически... Да, много внимания прессы. Потому что как же так, "Шахтер" купил игрока. Все специалисты говорили, что я не буду играть. Но так случилось, что я играл, забивал голы. Затем последовал вызов в сборную. Это все непросто перенести. Нужно время, чтобы отойти от этих всех событий и снова начать жить той жизнью, которой я жил до "Шахтера". Я перешел на новый уровень, и сейчас нужно держать этот уровень.
Газета "Салон Дона и Баса"