Витор Северино: Шахтер должен выигрывать трофеи
Первый ассистент главного тренера Витор Северино – о карьере, футбольной философии и целях с «Шахтером».
– Витор, как вы связали жизнь с футболом?
– Я очень рано начал тренировать. Всегда было желание добраться до наивысшего уровня в футболе. Подбираясь к профессиональным этапам как игрок, я понял: мне будет сложно, я не настолько талантлив, чтобы достичь тех высот, которых хотел. Поэтому рано начал изучать игру, технологии тренировок, отдаваться на сто процентов своей цели быть наставником. Поступил на факультет для изучения методологии занятий и физкультуры в целом. Всегда просил тренеров о том, чтобы участвовать в рабочем процессе. Мне было всего двадцать, когда появилась первая возможность, и с тех пор всегда удавалось расти и делать шаг вперед.
– Португальская школа подготовки тренеров в последние 20 лет дала очень много профессионалов…
– На нас повлияла работа наших наставников за границей. Карлуш Кейруш, Жозе Моуринью, Андре Виллаш-Боаш – все очень скрупулезно подходили к методологии тренировок. Она специфическая благодаря тактике – португальцы делают на нее большую ставку. Я пошел по схожему пути. Еще один человек, являющийся огромным примером для меня, – Витор Фрад. Он создал направление тактической периодизации, другими словами, глобальное, комплексное видение тренировок.
– Вы начинали в «Академике» из Коимбры. Это ваш родной клуб, за который выступали?
– Нет, потому что я не оттуда, а из города Пениши, что находится недалеко от Лиссабона. В 18 лет играл там. В Коимбру пришел, когда учился. К тому моменту уже был сфокусирован на том, чтобы стать тренером.
– Как произошло ваше знакомство с Луишем Каштру?
– Это интересная и смешная история. В «Академике» я работал восемь лет – сначала как тренер в низших дивизионах, после в команде Б, затем техническим директором всей академии. А Луиш Каштру тогда возглавлял академию «Порту». Мы встретились в Мадриде на конференции УЕФА, начали говорить о тренировках и игре, в итоге стали друзьями. Примерно через восемь месяцев Луиш позвонил мне и спросил, хочу ли я работать в «Порту». Ответил, что хочу, но должен подумать. Все-таки я был директором академии и профессором на факультете. Тогда я уже преподавал, и вся моя жизнь была в Коимбре. Но, конечно, переход в «Порту» для меня стал прыжком. Спустя пару дней я поменял свою жизнь и оказался в Порту.
– Расскажите о пути, пройденном вместе с Луишем Каштру: «Риу Аве», «Шавиш», «Витория Гимарайнш».
– В «Порту» я провел четыре года: дубль, U19 и главный тренер U15. Луиш Каштру возглавлял молодежный состав и некоторый период первую команду. Точно так же он позвонил и спросил, хочу ли я работать с ним в «Риу Аве». Я спросил, сколько времени у меня на принятие решения, и он ответил: один час. Мы пришли в клуб после 10-го тура и провели отличный сезон, пресса давала очень положительную оценку. Команда была внизу, а в итоге мы практически добрались до Лиги Европы. В следующем сезоне новым вызовом для нас стал Шавиш – это рядом с родиной Луиша. Он хотел находиться ближе к отцу, переживавшему тогда сложный период. В том году его отец умер… Сезон запомнился. «Шавиш» годом ранее поднялся в высшую лигу, а нам удалось набрать рекордное количество очков. И мы снова максимально приблизились к зоне Лиги Европы, хотя клуб маленький. Затем мы пришли в «Виторию Гимарайнш» и сказали себе, что в этом году точно попадем в турнир. Смогли занять 5-е место, оказались в Лиге Европы, а команда показывала качественный футбол, который нас характеризовал и стал нашей маркой. Было много вариантов, но, когда появилось предложение «Шахтера», мы не теряли времени, а сразу решили, что это действительно правильный шаг вперед.
– Предложение «Шахтера» было неожиданным? Что убедило вас сделать такой шаг?
– Мы некоторое время уже следили за «Шахтером» из-за португальцев, работавших здесь. Видели, что это клуб с отличной структурой и качественными игроками. Конечно, первое предложение, с одной стороны, было сюрпризом. «Шахтер» выступает в Лиге чемпионов, здесь топ-уровень по организации. Мы чувствовали, что не нужно даже думать о других клубах.
– Каковы первые впечатления?
– Очень хорошие. Структура замечательно отлажена: все, от агрономов до генерального директора, прекрасно знают, что нужно делать, и отдаются работе. Для тренеров это обязательный момент. Тогда мы ощущаем, что должны переживать только за планирование тренировок и свои идеи. У «Шахтера» структура гранда. Плюс качества игроков позволяют отлично строить процесс.
– Что входит в обязанности первого ассистента Луиша Каштру?
– Быть ближе к главному тренеру и помогать ему во всех решениях. Планирование тренировок, стратегия и тактика, а также доступность 24 часа в сутки. Что касается практической стороны занятий, то это все, что связано с логистикой и организацией упражнений на поле. Плюс индивидуальные, больше тактические разговоры с футболистами. В день матча я на скамейке рядом с Луишем, стараюсь анализировать, читать игру и давать обратную связь.
– Часто первого ассистента считают тем, кто отвечает за тактику.
– Не так. Луиш старается выбирать людей, чтобы все они могли читать игру. Тренер по физподготовке тоже должен это делать. Как раз самое главное, чтобы фидбек был от всех тренеров. Но у меня нет специфической первой задачи анализа или физподготовки, а потому больше времени на тактику и стратегию.
– Португальские тренеры очень эмоциональны в рабочем процессе. Это уникальная черта или характер?
– Просто это огромная любовь к футболу и тренировке, более эмоциональный способ чувствовать и продумывать игру. Возможно, связано и с особенностями португальцев… У нас дети выходят на улицу и уже начинают играть в футбол. Другие виды спорта в Португалии на втором месте. Я не говорю, что это хорошо, но таковы реалии.
– Каким вы видите свой первый сезон в «Шахтере»?
– Мы постараемся успешно построить работу, конечно, опираясь и на все то, что уже есть в «Шахтере», что достигнуто за последние годы. Да, все люди разные. У нас есть свои идеи. Хотим оптимизировать то, что имеем, внести персональный вклад и добиться успехов. Этот клуб должен выигрывать трофеи.
– Каждый футболист и тренер, начиная карьеру, видит себя в итоге с трофеем в руках. Какой хотите держать вы?
– В 20 лет принял решение трудиться для того, чтобы когда-нибудь попасть в Лигу чемпионов. Сейчас мне 35, и я хочу пересмотреть свою цель. Возможно, заработать трофеи, о которых мечтал. Слава Богу, мы уже выиграли некоторые национальные титулы в «Порту». Региональные есть тоже – как у тренера в академии. В будущем, конечно, хотелось бы завоевать международный трофей. Однако нужно двигаться шаг за шагом. Мы работаем каждый день, нам не интересно выиграть любым способом – необходимо делать это красиво. Футбол должен быть качественным и атакующим. Нужно приносить радость болельщикам, чтобы они чувствовали: команда доминирует, а не прячется, у нее есть индивидуальность и креативность. Люби побеждать, но, даже проиграв, выходи и снова работай так, чтобы взять максимум!