Ули Хенесс под охраной ста тысяч ангелов
"Бавария" попрощалась с Ули Хенессом - человек, который стал одной из легенд клуба, покинул пост президента и отправился на покой. Провожая его, "Террикон" вспоминает один совершенно невероятный случай из его жизни...
В 1982 Ули Хенессу исполнилось 30 лет. Карьера игрока была закончена 3 года назад: травма колена не позволила ему выступать дальше. А ведь складывалось все просто замечательно: в великолепной "Баварии", трижды подряд бравшей Кубок чемпионов, Хенесс был одной из главных фигур, в сборной ФРГ - тоже. Играть бы еще и играть. Но нет...
28 мая 1975 в Париже, на "Парк де Пренс" "Бавария" проводила финал Кубка чемпионов с "Лидс Юнайтед". На 42-й минуте левый защитник англичан Фрэнк Грэй, не стесняясь, врезал Хенессу по колену. Ключевого форварда "Баварии", через которого строилась вся командная игра, унесли с поля. Потребовались две операции, чтобы он смог начать ходить, а потом - продолжить карьеру. Но более полугода ему пришлось пропустить. В частности, не играл он в обоих матчах за Суперкубок УЕФА, проигранных киевскому "Динамо". В Германии тогда много писали, что Киеву сильно повезло, что, мол, будь тогда Хенесс в строю - не видать бы "Динамо" Суперкубка...
Ему удалось продержаться на высоком уровне еще 4 года, с перерывами. Он еще раз выиграл с "Баварией" Кубок чемпионов, а с ФРГ - проиграл чемпионат Европы, причем именно его промах в серии послематчевых пенальти оказался решающим. В 27 лет пришлось закончить карьеру футболиста и сразу переключиться на работу генерального менеджера в клубе. Хенесс пользовался репутацией парня башковитого и делового, и тогдашний президент Вильгельм Хоффман легко отдал в его руки всю исполнительную власть. Хенесс вписался в новую роль так, как будто она была сочинена специально под него. Вся коммерческая деятельность клуба завихрялась вокруг него. И он развернулся вовсю - находил спонсоров, заключал контракты, начал подтягивать телевидение как источник прибыли (что в футболе было тогда еще относительной новинкой).
Так и шло - день за днем, месяц за месяцем. 17 февраля 1982 Хенесс решил на несколько часов отойти от своей бурной деятельности и слетать в Ганновер, где проходил товарищеский матч ФРГ - Португалия. Он отправился туда из Мюнхена на легком двухмоторном четырехместном самолете с друзьями - горнолыжником Вольфгангом Юргингером и директором издательства Хельмутом Зиммлером. Плюс на борту еще находился помощник Юргигнера, пилотировавшего самолет - 24-летний студент. День выдался хлопотный, Хенессу хотелось отдохнуть накануне матчем. Извинившись перед друзьями, он отправился в хвостовую часть, улегся на диванчик и быстро заснул.
В себя он пришел часов через 6 в больничной палате. За это время успело произойти множество событий. Началось с того, что на подлете к Ганноверу в двигателе самолета возникли неполадки. Юргингер, находившийся за рулем, сообщил об этом диспетчеру. Переговоры были в самом разгаре, как вдруг связь прервалась и самолет исчез с радаров.
Груду искореженного металла - то, что осталось от самолета - обнаружили в болотистой местности на окраине леса в 15 километрах от аэропорта Ганновер-Лангенхаген. На нее той сухой и холодной ночью наткнулся лесник Карл-Хайнц Деппе, обходивший свои владения. Внутри были три мертвых тела. А на некотором расстоянии от этого месива - что-то медленно ползущее. Поначалу леснику показалось, что это старый кабан или бешеная лиса, но подойдя поближе, он с ужасом понял, что перед ним - окровавленный человек. Впоследствии Деппе утверждал, что сразу узнал знаменитого Ули Хеннеса ("Кто же его не знает!"). Не слишком сознавая, что происходит вокруг, Хенесс сказал: "Я замерзаю..." - и отключился.
Лесник притащил пострадавшего к себе в машину, чтобы как можно быстрее добраться до больницы, но застрял в грязи. Тогда он побежал в ближайшую деревню и позвонил в службу спасения из телефонной будки. Экстренная помощь из Ганновера прибыла в рекордные сроки.
"Меня спасло то, что я очень хотел спать, для чего перебрался в хвост самолета. Думаю, ни на каком другом месте шанса выжить у меня не было бы. Когда смотришь на фотографии с места падения, то невозможно поверить в то, что в такой ситуации кто-то вообще остался в живых, причем практически без серьезных травм. Должно быть, я тогда оказался под защитой ста тысяч ангелов-хранителей. Правое заднее сиденье осталось единственным практически не пострадавшим от удара об землю", - рассуждал Хенесс, когда смог осознать, что случилось. Эксперты также советовали его поблагодарить Бога за то, что он не был пристегнут ремнем безопасности, благодаря чему получилось, что его выбросило из салона на некоторое расстояние от смертоносного самолета.
Анализ последних минут полета показал, что окончательной причиной крушения стала ошибка пилота-любителя, не сумевшего правильно оценить траекторию снижения. Вероятно, мотор действительно барахлил - в общем, все умерли, кроме Хенесса.
Первые, кого он увидел, придя в себя в больничной палате, были его друзья по "Баварии" и игроки сборной Пауль Брайтнер и Карл-Хайнц Румменигге, приехавшие из Ганновера сразу по окончании матча с Португалией. Первое, что спросил у них Хенесс, было: "Как сыграли?" (а сыграли, кстати, хорошо - немцы победили со счетом 3:1).
Тут же уже шныряли репортеры вездесущего "Шпигеля". Они допытывались у Брайтнера и Румменигге, как они провели эту нервную ночь. Брайтнер сначала послал их, но потом успокоился и рассказал, что несколько часов они не знали, выживет ли Хенесс, и сидели в приемном покое, ожидая новостей и готовясь к худшему (но надеясь на лучшее). "Я зажигал сигареты и забывал их курить - они просто сгорали у меня в руке. А Румменигге плакал", - цитировала газета взволнованного собеседника.
Хенесс отделался сравнительно легко - сломанной ногой, сломанной рукой, несколькими ушибленными ребрами и сотрясением мозга. Выписали его через две недели, и он тут же вернулся к работе. Удивительно, но аэрофобии на этой почве у него не развилось. Он продолжал летать - правда, иногда в полете вдруг накатывало "липкое ощущение страха". И по возможности, он все-таки старается пользоваться поездами...
Обсудить новость можно на страничке terrikon.com в Facebook https://www.facebook.com/terrikon
Федор Ларин, специально для "Террикона"