Взлет белокурого ангела: к 60-летию Бернда Шустера
Сегодня исполняется 60 лет Бернду Шустеру, которого многие помнят как одного из тренеров "Шахтера", хотя этим его значение для мирового футбола не исчерпывается. "Террикон" вспоминает молодость юбиляра и мысленно переносится в 1980-й год, когда Шустер за несколько дней превратился в мировую звезду.
Редко так бывает, чтобы игрок забивал 3 мяча в одном матче, а главным героем вечера признавали другого. Но именно так случилось 14 июня 1980 в Неаполе, где сборная ФРГ встречалась с Голландией в матче группового турнира чемпионата Европы. Немцы победили со счетом 3:2, по ходу игры вели 3:0, и все 3 гола у них штамповал Клаус Аллофс. Казалось бы - явный герой! Но нет. На следующий день все газеты были переполнены восторженными отзывами об игре другого представителя Бундестим - 21-летнего полузащитника "Кельна" Бернда Шустера, еще мало известного международной футбольной общественности.
В первом матче турнира против Чехословакии его не было. Там тренер Юпп Дерваль предпочел другого Бернда - Ферстера. И, хотя немцы победили 1:0, командная работа тренеру не понравилась. Он искал возможность усиления - и великолепно нашел ее в Шустере. Этот длинноволосый блондин с первых же минут встречи с Голландией задал бешеный темп игре. За его стремительными перемещениями по всему фронту атак не всегда поспевали даже свои, не то что чужие. Все голы создал он. Сначала он сумел исправить ошибку Манфреда Кальтца, подобрал потерянный тем мяч, приблизился к штрафной, нанес убийственный удар, который пришелся в штангу - и Аллофс добил отскочивший мяч. Потом Шустер хитро вывел в прорыв справа Ханси Миллера, который откатил мяч Аллофсу - и тот уложил мяч под дальнюю штангу. Наконец, Шустер продемонстрировал сольный номер в штрафной, обыграл двоих противников и отдал мяч в центр неприкрытому Аллофсу - тому только и оставалось, что подставить ногу.
Дерваль начал использовать Шустера в сборной за год с лишним до того. Это был непростой момент в истории Бундестим. После неудачного выступления на чемпионате мира 1978 ушел со своего поста многолетний тренер Хельмут Шен. Постепенно сходила и чемпионская когорта во главе с Францом Беккенбауэром. Необходимость обновления была очевидной. И Дерваль начал искать перспективную молодежь по всем сусекам Бундеслиги.
Шустер был одним из очевидных кандидатов на это пополнение. К весне 1979 19-летний паренек превратился в основного плеймейкера "Кельна". Начав сезон еще 18-летним и на скамье запасных, он дебютировал в 10-м туре, а со следующего матча стал бессменным игроком стартового состава. Кельнские болельщики были без ума от юного героя, который принес в игру их команды небывалую энергию и агрессию. Когда у Шустера шла игра (а такое случалось часто), его просто невозможно было сдержать. Он никогда не уставал, он появлялся то тут, то там, он находил партнеров в удобных для них позициях. И он был невероятно зол к соперникам, что, может, было его фирменным качеством. Он выходил на поле, чтобы уничтожить всех, кто против - и делал это всеми способами, которые ему позволяли правила.
Итак, по завершении регулярного сезона 1978/79 Дерваль призвал Шустера в Бундестим на серию товарищеских матчей. Шустер трижды сыграл по 90 минут, но в основной состав в итоге не прошел. Отборочный цикл Германия провела без него - Дерваль использовал новичка только в одном матче, против Уэльса, который, впрочем, был в известном смысле определяющим (после неуверенного старта и нулевых ничьих с турками и мальтийцами (!) ФРГ сильно осложнила свои перспективы). Бундестим разгромил валлийцев 5:1, Шустер вышел со старта и был заменен во втором тайме при счете 4:0.
Так или иначе, победу в отборочной группе добывали другие. В роли плеймейкера чаще других выходил Ули Штилике, который уже играл в "Реале", был европейской звездой и считался наследником Беккенбауэра. Вторым штатным центральным полузащитником был заслуженный человек Райнер Бонхоф. Ближе к атаке играл Ханси Мюллер. Разбить эту тройку было очень сложно - и Шустер в сборной довольствовался ролью "ближайшего резервиста".
Запасным он ехал и на Евро-1980. И, как мы видели, в первом матче задействован не был. Но Дервалю не понравилось, как играла его команда, не хватало динамики и агрессии - как раз того, что мог дать Шустер. И Шустер вышел на сцену...
После великолепного дебюта с голландцами ему дали отдохнуть в заключительном, ничего не решавшем матче группового турнира с греками. Бундестим, обеспечивший себе участие в финальном матче, скатал нулевую ничейку - и стал готовиться к решающему поединку с Бельгией. В котором Шустер опять вышел в стартовом составе.
История повторилась. У немцев опять все голы (на сей раз - 2) забил один человек (на сей раз - Хорст Хрубеш). А героем опять стал Шустер. Он всю игру разрыва оборону бельгийцев своими маневрами. И первый гол Хрубеша, предопределивший ход поединка, создал именно Шустер. Он овладел мячом в середине поля - и справа понесся по диагонали к штрафной площадке, по пути обыгравшись в стенку с Аллофсом. Его рейд метров на 30 был просто фантастическим - он проскочил мимо троих бельгийцев, которые просто не успевали среагировать на его маневр, и пробросил мяч под убийственный удар партнеру.
Так он и играл - 21-летний парень, которого восхищенные ценители немедленно прозвали "белокурым ангелом". Бешеная скорость, потрясающая неутомимость, великолепное видение поля и абсолютная уверенность в своих силах. Два матча, которые он провел на Евро-1980, потрясли мир. Футбол получил новую звезду, которая тогда, летом 1980, казалась воплощением всего того лучшего, что дает современный футбол.
Его немедленно купила "Барселона", где он воцарился на ближайшие 8 лет. По итогам 1980 он получил "Серебряный мяч" от France Football, уступив только партнеру по Бундестим Крал-Хайнцу Румменигге. Казалось - чего только он еще не совершит на международной арене! Но уже через год после триумфа на Евро он со скандалом покинул Бундестим, где не поняли его желания присутствовать при рождении сына в день отборочного матча с Албанией. Потом он вернулся, поучаствовал в следующем отборочном цикле - и вновь громогласно оставил главную команду страны, обвинив всех в непонимании - тренеров, функционеров, даже кое-кого из партнеров.
С ним в 80-е мы могли увидеть совсем другую сборную ФРГ - исполненную огня, страсти и динамики. Без него это было что-то вроде тяжеловесной мекленбургской лошади, которой лучше не попадаться на пути, но в которой нет никакой красоты. Шустер мог создавать настоящую красоту. И он мог стать главным художником своей эпохи. Но не тот характер был у "белокурого ангела" - и в итоге, его карьера осталась примером грандиозного сожаления для мирового футбола...
Обсудить новость можно на страничке terrikon.com в Facebook https://www.facebook.com/terrikon
Федор Ларин, специально для "Террикона"