Александр Старков: "Греки опасны не одним Гекасом"
В преддверии плей-офф чемпионата мира-2010 между Грецией и Украиной любопытным и полезным может оказаться мнение специалиста, чья команда буквально месяц назад напрямую конкурировала с греками за второе место в отборочной группе. На вопросы "Новой" любезно согласился ответить главный тренер сборной Латвии Александр Старков.
— Примерял ли ваш штаб изначально именно греческую сборную в качестве основного соперника или вам виделись другие варианты?
— Для сборной, занимавшей сотое место в рейтинге ФИФА к началу цикла, такая примерка была вообще нереальной. Объективно в нашей группе выделялись три сильных участника — Греция, Израиль, Швейцария. Перспективно смотрелась и Молдова, которая заметно опережала Латвию в том реестре.
— Может, вы слегка прибедняетесь? Как-никак ведомая вами национальная команда пробилась на Евро-2004, где, например, Украины не было…
— Спасибо за реверанс, но, откровенно говоря, глобальных турнирных планов мы действительно не вынашивали. Разве что внутри себя ставили целью побиться за победу в каждом матче. А греки стартовали мощнее всех, и только в четвертом туре совершенно неожиданно проиграли швейцарцам дома, невольно давая остальным шанс подтянуться. И вот в предпоследнем матче Латвия оказалась в роли оппонента Греции за вторую позицию, ибо лидерство швейцарцев было почти незыблемым.
Сразу скажу, что задачу хозяевам облегчило отсутствие без преувеличения нашей ключевой фигуры. Капитан Виталий Астафьев, на счету которого значилось 156 игр под флагом страны, из-за перебора карточек вынужден был пропустить столь важную встречу. Разумеется, мы пытались перекрыть этот сектор, но даже столь квалифицированные исполнители, как Владимир Колесниченко или Юрис Лайзанс, заменить Виталика в полной мере не смогли.
— Рискну предположить, что на стороне эллинов был и такой плюс, как бушующие трибуны. Кстати, насколько сложно вашим парням было выдержать давление Олимпийского стадиона Афин, где украинцам предстоит сыграть 14 ноября?
— Конечно, моральный аспект не отбросишь, но в целом наши довольно опытные футболисты привыкли и в такой обстановке вести свою партию. Нам известны были как сильные, так и слабые, или точнее сказать, узкие места в игре греков. А если углубляться в привходящие обстоятельства, то и норвежскому арбитру Тому Овребо достанется парочка комплиментов. Еще при 0:0 его помощник прозевал явное "вне игры", и нам забили уже на четвертой минуте. Ситуация повторилась и во втором тайме. Увы…
— Может, и с 11-метровым не все чисто, ведь некогда запомнившийся киевским болельщикам Марис Верпаковскис выдал в тот вечер двойное соло, и Латвия вела в счете 2:1 к 40-й минуте?
— Ну, его голы стали плодом командных усилий, в частности, хорошо ассистировал Гиртс Карлсонс, а Марис поспел в нужное место в нужное время, что также не каждому по плечу. Другое дело, что когда в результате небесспорного пенальти стало 2:2, нужен был не просто центральный полузащитник по фамилии Астафьев, а лидер, способный удержать нити игры. Принимая во внимание класс прежде всего Георгиоса Карагуниса и помощь крайних защитников — того же Юркаса Сейтаридиса, экс-чемпионы Европы перехватили инициативу.
— И все же выходит, что Старков знал, как играть против Рехагеля, чтобы хитрому немцу мало не показалось?
— Можно назвать по-разному. Первый тайм во всяком случае нам удался и по счету, и по характеру игры. Это соперник бросил в бой Йоанниса Аманатидиса, а мы в перерыве никого не меняли. Те 45 минут показали, что готовы были на равных бороться с греками, но коль в итоге выиграли они, то значит, были сильнее. А то, что сработали еще какие-то факторы, то один из них нам был прекрасно известен по первой игре в Риге. Его имя…
— …Теофанис Гекас, который и тогда забил дважды, и стал автором четырех из пяти афинских голов (оба раза латвийцы уступили — 0:2 и 2:5. — прим.). Ваши защитники опекали его персонально или по зонному принципу?
— Только по зонному. Это наш привычный стиль игры, от которого мы с помощниками Юрием Шевляковым и Игорем Клесовым не видели резона отступать. Я могу вам перечислить фамилии тех, кто за него в конкретном эпизоде отвечал. Сформулирую проще — мы не очень удачно сыграли в обороне, а Гекас — очень удачно в атаке.
— Можно ли утверждать, что вся греческая сборная только и ищет Гекаса в любой наступательной комбинации?
— Не думаю. Очень хорош был в сентябре 2008-го и Ангелос Харистеас из "Нюрнберга". Глаз да глаз нужен на ударной позиции за Георгиосом Самарасом из "Селтика". Для Гекаса это были "его дни", откуда и взялась круглая цифра "10" для нападающего леверкузенского "Байера" за весь турнир. Как я понял, Рехагель охотно прибегает и к тактике с тремя форвардами.
— Еще один характерный штрих — ни в Риге, ни в Афинах в воротах греков уже не наблюдался седовласый Антонис Никополидис. Но и за Латвию стоял не Александр Колинько, которого мы всегда считали важнейшей деталью в механизме Старкова.
— Во-первых, Никополидис завершил карьеру в сборной еще до этой квалификации, хотя продолжает выступать за пирейский "Олимпиакакос". Во-вторых, Колинько по-прежнему в обойме сборной, однако сейчас первым номером считается Андрис Ванинс из швейцарского "Сьона", и мы ему доверяем. Попробуй угадай, кому, в свою очередь, Отто Рехагель сегодня отдает предпочтение, если в трех заключительных матчах — в Кишиневе, а потом дома с нами и Люксембургом — появлялись три разных голкипера. Причем, про Михалиса Сифакиса из "Ариса" ничего вам не скажу — его в играх с Латвией не было даже в запасе.
— Коль речь зашла о своих и легионерах, то сказался ли в пользу Греции больший стаж их игроков в клубах Запада?
— Полностью отрицать этого не стану, ведь и на Евро-2004 в латвийской заявке находилось семеро ребят, тогда игравших на Британских островах, а также Лайзанс из чемпионского состава московского ЦСКА. Но немаловажно, где греки из "Шальке" или "Дженоа" — в основе или на лавке? Да и вообще, в современном футболе все относительно. Несколько сезонов рижский "Сконто" тренировал англичанин Пол-Энтони Эшуорт (этими днями, по данным "Новой", в клуб возвращается Старков. — Е. К.), а во главе "Вентспилса" и лиепайского "Металургса" — итальянец Нунцио Дзаветтьери и немец Рудигер Абрамчик.
— Александр Петрович, рискнете сделать прогноз на греческо-украинские разборки? Вы же и нашу сборную знаете неплохо…
— Знаю, но — не рискну. Фаворит — понятие условное. Да и мелочей в таких матчах "за судьбу" не бывает. Убежден, что коллега Алексей Михайличенко об этом позаботится.