Энуда: Думаю, Дентиньо, Тайсон, Марлос и Патрик завершат карьеру в Шахтере
Футбольный менеджер Франк Энуда рассказал французскому изданию SoFoot, как вместе с Ринатом Ахметовым и Мирчей Луческу создавал бразильский проект в "Шахтере".
- Я не агент игроков, я агент клубов. Ринат Ахметов хотел построить огромный стадион и пригласить футбольных звезд. Луческу одобрил построение стадиона и базы, но посоветовал отказаться от приглашения игроков-миллионеров, потому что хотел сделать проект долговременным.
Мы сфокусировались на приглашении бразильцев 18-20 лет, которым бы понадобилось 6 месяцев на погружение в Европу. Луческу считал, что молодой бразилец в своем первом заграничном клубе не сможет сравнить Донецк с Парижем, Миланом или Севильей. А их жены не не будут настаивать на наличии магазинов "Гуччи" или "Луи Виттон".
Луческу говорил, что будет учить бразильцев физике и тактике. Техника и скорость - или они у тебя есть, или их нет. Он попросил президента сформировать состав по схеме, где украинцы будут играть в защите, а от центра и дальше - бразильцы, нацеленные на атаку. Предполагалось, что бразильцы будут играть 3-5 сезонов, прежде чем получат выгодное предложение от другого клуба. Например, Фернандиньо и Виллиан получали по 50 тысяч в месяц, а игроку из Порту, Парижа или Милана пришлось бы платить по паре миллионов за сезон без гарантий на то, что он останется подольше.
Как я убеждал бразильцев перейти к нам? Во-первых, я заснял на видео исключительную базу "Шахтера". Во-вторых, у меня были фото площади вокруг отеля "Донбасс Палас". Кроме того, я фотографировал рестораны, там их не 50 тысяч, но пара-тройка найдется. Я все это им показывал и объяснял, что они будут тренироваться в превосходных условиях и жить в небольшом городе, где им будет комфортно вместе с семьями. И все это под руководством тренера, который говорит по-португальски и любит Бразилию. Потом мы составили финансовый план с Луческу и президентом: фиксированные выплаты, большие бонусы.
Дуглас, Виллиан, Фред, Тейшейра, Фернандиньо уходили за большие деньги после удачных выступлений в Лиге чемпионов. А те, кто не получал предложений на 40-60 миллионов, уходили за 10-20. За Алана Патрика один раз дали 5 миллионов. Но президент рассуждал так: "Мне нужен этот игрок, и если я его продам, то мне придется заплатить столько же за молодого футболиста, которому понадобится еще год на адаптацию. Разумнее будет продлить контракт с моим игроком".
Недавно мне позвонил Патрик и сказал, что его приглашает клуб из Эмиратов. Алан говорил вот что: "Франк, я играю в основном составе, мы выступаем в Лиге чемпионов, моей жене здесь хорошо, мои дети ходят в международную школу... Этим парням придется выложить астрономические деньги, чтобы я задумался об уходе". Думаю, что Дентиньо, Марлос, Тайсон и сам Алан завершат карьеру именно здесь, в "Шахтере".
У "Шахтера" перед "Интером" есть одно преимущество. "Шахтер" привык играть в Киеве при пустых трибунах, поэтому для футболистов это не будет иметь никакой разницы. А вот для "Интера" играть без поддержки - совсем не одно и то же!
В случае с "Шахтером" опасность может исходить отовсюду, когда у тебя есть 5-6 бразильцев, которые играют друг с другом уже долгие годы. Возможно, другой такой европейской команды с данной конфигурацией просто нет.
Почему "Шахтер" после ухода Луческу оставался верен португалоязычным тренерам? Я разговаривал на эту тему с президентом "Шахтера" и сказал ему, что если тренер будет украинцем, русским или немцем, то у него не будет коммуникации с бразильцами. Бразильцу нужно общение - поговорить с ним, мотивировать, когда не идет игра, и тому подобное. В Украине нет средств от продажи телеправ, клуб зарабатывает на трансферах и поэтому должен работать с бразильской культурой.
Анатолий Поливанов, Terrikon.com из Дюссельдорфа