Кто виноват в уходе Кими?
Уход Кими Райкконена из Ф1 – на год или навсегда – событие, безусловно, экстраординароное. Чемпион Мира, в самом рассвете сил, еще вчера лидер одной из ведущих команд не нашел себе место на следующий сезон. Не плюнул на спорт. Не был дисквалифицирован. А именно не нашел себе место, при том, что каких-то личностных скандалов не было. Ситуация, мягко говоря, нестандартная для любого спорта.
Вина Кими в происшедшем очевидна – как-никак конечное решение в любом случае принимает именно он, и никто иной. Равно, как косвенно виноваты в происшедшем и боссы Santander, и Макс Мосли, затеявший снижение расходов, и автопроизводители, эту кампанию по снижению расходов своими уходами спровоцировавшие. Но наибольшая степень вины и ответственности лежит именно на менеджерах Райкконена, Дэвиде и Стивене Робертсонах. Именно они не справились со своей задачей – обеспечить Кими продолжение карьеры в Ф1.
Именно на менеджере лежит ответственность за все, что делает пилот, за его контракты и его карьеру. И если гонщик «спит» во время спонсорского пиар-мероприятия, то ни кто иной, как менеджер должен «разбудить» его. Именно менеджер должен смотреть по сторонам, пока пилот наматывает круги по трассе, быть в постоянном контакте едва ли не сов семи командами, и считать все возможные шаги на два-три года вперед. Если у пилота проблемы с нынешней командой, то это проблемы и менеджера тоже, и каким бы звездным гонщик ни был, задача менеджера, как профессионала, решить эти проблемы, и в первую очередь, поговорить с пилотом, попутно рассказав ему все перспективы того или иного поведения. Никто не любит журналистов, изо дня в день задающих одни и те же вопросы, и никто не любит однообразные спонсорские мероприятия, но, начиная игру, нужно принимать все ее правила. И именно на плечах Робертсонов лежала задача, сделать из блестящего гонщика Кими Райкконена, командного игрока, который в любом случае был бы интересен топ-командам. И уж тем более, именно Робертсоны были ответственны за перспективы Кими в Ф1 – хочется надеяться, что прежде чем Райкконен принял решение об отказе от выступлений, его менеджеры всесторонне объяснили ему возможные последствия такого шага.
Никто никогда не узнает, по каким именно причинам контракт Райкконена и McLaren, равно как и контракт с Mercedes, так и не были подписаны. Тот факт, что переговоры велись и были вполне реальными несомненен, Несомненно, во всяком случае, в отношении McLaren, что подписание контракта сорвалось буквально в последний момент.
Если все дело лишь в деньгах – считается, что Кими получит от Ferrari 17 млн. евро, если не найдет работу, и лишь 10 млн. евро, если найдет – то цена вопроса составила никак не больше 3-4 миллионов. Деньги не малые, но и не такие большие, чтобы пожертвовать своей карьерой. И уж тем более, не такие большие, если вспомнить гонорары Райкконена в Ferrari, на фоне которых эти малые миллионы выглядят сущими пустяками.
Если же все упирается в свободное время финна, и его желание выступать в Ралли, то остается лишь искренне снять шляпу перед человеком, который ценит свои собственные увлечения выше карьеры. Но бросить на одну чашу весов два-три года выступлений в топ-команде, и не меньше 20 миллионов заработка, а на другую – пять-шесть раллийных гонок (больше Кими все равно не смог бы проехать, выступай он полноценно в Ф1) – это серьезный шаг. Зато теперь у Кими будет целый год, если не больше, который он сможет полностью посвятить гонянию на машине по лесам и тундрам.
Сложно представить, что еще могло помешать Райкконену подписать контракт с McLaren. Все разговоры о нежелании Хэмилтона иметь равного соперника, не более чем разговоры. И уж тем более, сложно представить, чтобы статус второго пилота был закреплен юридически. А даже если так, то совершенно не ясно, почему Кими не оказался в Mercedes, где его ждал бы статус звезды и первого пилота.
Возможно, сам Райкконен требовал от команд каких-то гарантий стабильности и качества, но едва ли хоть кто-то готов их сегодня дать.
В истории ухода Кими из Ф1 есть еще много темных пятен, недомолвок и «непоняток» – чего стоят только заявления Робертсона, что Райкконен будет выступать только в McLaren или нигде, за которыми сразу же последовали переговоры с другой командой – но можно смело сказать, никогда за всю историю Ф1 в общем-то востребованный и не потерявший мотивацию, молодой и безусловно талантливый Чемпион Мира, не «вылетал» из спорта, оставляя такой осадок.
Как бы там ни было, но факт остается фактом – Формуле 1 будет очень не хватать Кими Райкконена. Он был, своего рода, продвинутой версией Ирвайна и Вильнева, которые говорили и делали, что хотели, наплевав на общепринятые нормы и стандарты. Остается лишь надеяться, что решение Кими было осознанным и взвешенным.